Реклама Google — средство выживания форумов :)
Шахматистам позволялось из стартовых и призовых оставлять себе около 800 долларов, а из оставшейся валюты, сданной в Комитет, половина выплачивалась в советских рублях. Советский рубль не был конвертируем, делая не такой уж недалёкой от истины ходившую тогда шутку: в одном долларе — фунт рублей. Поэтому главным, конечно же, были не рубли, а валюта, которую позволялось тратить по своему усмотрению. Что это значило тогда?
«Если после поездки в Америку я делаю на долларе меньше 25 рублей, считаю поездку неудавшейся», — просвещал меня приезжавший в Голландию вместе с Анатолием Карповым массажист Валерий Крылов, до работы с шахматистами объездивший полсвета с баскетбольной командой страны. Я почтительно внимал ему, регистрируя в уме, что в последние мои годы в Советском Союзе по расценкам Крылова я получал что–то около шести долларов в месяц. Но даже не прибегая к этому умопомрачительному курсу, основанному на продаже купленных за границей особо ценившихся дома вещей, приличный результат за рубежом означал невероятную сумму для обычного советского человека.
Автор этих строк не встретил ни одного советского шахматиста, кто, выезжая за рубеж, не был бы озабочен проблемой «шопинга». Даже на страницах воспоминаний Михаила Моисеевича Ботвинника можно найти подробное описание купленного в Лондоне для жены «изящного бежевого костюма», которому «сносу не было – двадцать лет спустя его донашивала дочь, когда ходила в туристские походы». И форсунки для отопления дачи, «но только чтобы обязательно со шведской станиной, только со шведской», и приобретенного в Германии высочайшего качества парового котла, заменившего форсунку, и многих других товаров, приобретенных за границей.
В конце 60х в таких нечеловеческих условиях жили около 3 миллионов человек, для Англии цифра огромная. Я хочу подчеркнуть, что ниже на фото представлены семьи не алкоголиков, не забулдыг, не деклассированных мигрантов, а семьи простых англичан из рабочего класса, проживающих в больших городах Англии (семьи иногда смешанные).
Сейчас часто можно услышать о том, что, мол, такой коррупции и воровства раньше не было, при советской власти жили честнее и проще. Так вот это не так.
Уважаемые читатели, вы никогда не пробовали обмотать себя пудом (16 килограммов) «Любительской» колбасы и так прогуляться от работы до дома? Я тоже не пробовал и даже представить себе не могу, как такое возможно! Однако для настоящих советских людей не было ничего нереального, когда нужно было что-то стащить у родного советского государства.
Кто забыл — «Любительская» колбаса — это не «Краковская» и не сосиски. «Краковской» и сосисками обмотаться можно, а вот из толстенной «Любительской» «ожерелье» не сделаешь. Я бы никогда не поверил в возможность обмотаться такой колбасой, если бы сие не было отражено в официальном документе — милицейском протоколе:
«Уборщица Сезина похитила из варильного цеха завода 16 килограммов «Любительской» колбасы и других мясопродуктов на общую сумму 45 рублей. Похищенные мясопродукты Сезина привязала к себе под одеждой» (Из официального сообщения Министерства охраны общественного порядка РСФСР за №791 в Бюро ЦК КПСС по РСФСР от 29 июля 1964 года, РГАСПИ).
Кстати, цена «Любительской» колбасы была 2 рубля 90 копеек за килограмм. Зарплата уборщицы — рублей 60–70 в месяц, т.е. за один рабочий день она зарабатывала примерно на килограмм такой колбасы, а тут за один раз вынесла сразу 16!
Сколько такая труженица выносила за месяц, мы с вами не знаем, и никогда не узнаем. Но то, что явление было массовым, это факт: из того же протокола вы можете узнать, что «уборщица Васильева похитила 11 батонов вареной колбасы общим весом 15 кг и 1 кг «Любительских» сосисок на общую сумму 42 руб. Похищенные колбасные изделия Васильева привязала к туловищу и ногам».
Судите сами: вот на комбинат поступает мясо. Оно все учтено — так как его сдают колхозы и совхозы, там свои работники сидят и отвечают за то, чтобы ни один килограмм не пропал. Сдали, к примеру, 1000 кг мяса. Сделали из него, допустим, 1200 кг колбасы. А труженики стырили 200 кг. Как директор покроет эту недостачу?