ВАШИНГТОН, 5 марта. /ТАСС/. Российский предприниматель Евгений Пригожин направил в среду суду американского столичного округа Колумбия письменное заявление, в котором объяснил, что возглавляемая им компания "Конкорд менеджмент и консалтинг", обвиняемая во вмешательстве в ход президентских выборов в США в 2016 году, не может предоставить властям страны запрашиваемые в рамках дела документы, поскольку не обладает ими.
Американская прокуратура ранее запросила у компании в том числе информацию о ее структуре, внутреннюю переписку сотрудников, а также сведения о якобы имевшихся связях между ней и ООО "Агентство интернет-исследований". Власти США утверждают, что до этого фирма предоставила только часть запрошенных в рамках дела материалов. Суд столичного округа Колумбия обязал компанию выполнить запрос до 17:00 4 марта (01:00 мск 5 марта). Газета "Вашингтон таймс" сообщала, что в случае неисполнения требований "Конкорд" может подвергнуться штрафу.
"Я ознакомился с переводом на русский язык судебных запросов от 24 января 2020 года и от 10 февраля 2020 года и могу утверждать, что компания "Конкорд" выполнила оба запроса полностью, предоставив все документы, находившиеся у нее на хранении, под ее контролем или в собственности, которые соответствуют категориям судебных запросов", - говорится в заявлении Пригожина, с которым корр. ТАСС ознакомился в электронной базе данных суда. "Учитывая практики документооборота, <...> произвести поиск по некоторым категориям запрашиваемых документов не представлялось возможным ввиду их отсутствия", - отметил предприниматель.
На первый взгляд в ценовой войне на нефтяном рынке, которая потрясла глобальную экономику, противниками стали Россия и Саудовская Аравия, занимающие третью и вторую строчки в списке крупнейших производителей нефти в мире соответственно. Однако не стоит заблуждаться: в конечном итоге проигравшей стороной — и, вероятно, запланированной целью — являются Соединенные Штаты, которые занимают первое место в списке крупнейших производителей нефти в мире. После нескольких лет недовольства по поводу того, что Россия уступает свою долю на нефтяном рынке процветающей американской сланцевой индустрии, а также по поводу санкций, которые Вашингтон ввел против нефтяной индустрии России в ответ на неподобающее поведение Москвы на международной арене, президент Владимир Путин решил нанести ответный удар в форме ничем не контролируемой добычи, которая угрожает обанкротить множество американских компаний.
«Их ответ — попытка изувечить сланцевую промышленность США», — считает директор по исследованиям сырьевых товаров энергетической исследовательской фирмы «Клиппер дейта» (ClipperData) Мэтт Смит (Matt Smith).
В понедельник рынок обрушился, когда Саудовская Аравия пообещала жестко отреагировать на российский шаг и снизить цены на нефть. В итоге нефть в США подешевела на 26% до четырехлетнего минимума 31,13 доллара за баррель. Это худший результат с 1991 года.
Сырая нефть сейчас настолько дешева, что многие американские сланцевые компании будут вынуждены сокращать добычу. Слухи о банкротстве уже ползут по нефтяной индустрии, в результате чего акции SPDR S & P Oil & Gas ETF достигли самой низкой отметки с 2006 года.
Акции крупнейших нефтяных компаний вроде ExxonMobil и Chevron, которые выстроили свои бизнес-модели на противостоянии дешевой нефти, упали на 12%. В тупике оказались как разведочные, так и добывающие компании: акции Pioneer Natural Resources упали на 37%, а Occidental Petroleum — на 52%.
Энергетический обвал грозит повторением нефтяного кризиса 2014-2016 годов, который обанкротил десятки американских нефтегазовых компаний и привел к сотням тысяч увольнений. Хотя отрасль выжила, пережитый опыт оказался весьма болезненным.
«Россия считает, что американский сланец в настоящий момент особенно уязвим, — полагает энергетический стратег „Рабобанка" (Rabobank) Райан Фицморис (Ryan Fitzmaurice). — Мы полагаем, что Россия нацелилась на американских производителей сланцевой нефти с их долгами».
«Похоже, российская стратегия нацелена не только на американские сланцевые компании, но и на политику санкций, которую обеспечило американское энергетическое изобилие», — написала глава глобальной сырьевой стратегии в RBC Capital Markets Хелима Крофт (Helima Croft) в докладной записке для клиентов в понедельник.
Крофт предположила, что бросить вызов сланцевой промышленности США Москву убедил Игорь Сечин, генеральный директор «Роснефти» и доверенное лицо Путина.
«Как и Путин, Сечин начинал в российских спецслужбах и тоже ярый националист, — написала Крофт. — Таким образом, подрыв энергетического доминирования США предпринимается не только ради финансового результата, но и по идеологическим соображениям».
У Путина имеется значительное финансовое преимущество перед Саудовской Аравией. По данным компании Argus Global Markets, лишь 37% доходов российского бюджета поступают от нефти — в отличие от 65% у Саудовской Аравии. Аналитики считают, что Россия может сбалансировать свой бюджет при цене 42 доллара за баррель, — в то время как Саудовской Аравии необходим уровень по меньшей мере в 80 долларов.
«Пострадают все, включая Россию, — считает Бьорнар Тунхауген (Bjornar Tonhaugen), глава отдела нефтяных рынков компании Rystad Energy. — Однако преимущество этого решения заключается в том, что оно повредит другим, — в первую очередь, — США».
В понедельник пострадали и банки, завязанные на энергетический сектор, — инвесторы готовятся к неизбежной волне дефолтов по кредитам.
Акции компаний Comerica (CMA), Cullen / Frost Bankers (CFR) и Bancshares Texas Capital (TCBI) подешевели примерно на 20% за штуку.
Компаниям по добыче сланцевой нефти с самыми слабыми балансами придется экономить — отказываться от дорогостоящих буровых проектов и сокращать штаты. Многие из них попросту не выживут.
«Этим ребятам и так уже пришлось несладко. Теперь же нам и вовсе предстоят банкротства, — возможно, даже массовые», — предрек Смит из «Клиппер дейта».
Большой вопрос в том, как долго продлится нефтяная депрессия, и как низко упадут цены. И ответ следует искать как в Эр-Рияде, так и в Москве.
Если саудовская война цен вынудит Россию согласиться на сокращение добычи, рынок нефти быстро восстановится, принеся облегчение сланцевым компаниям, балансирующим на грани банкротства.
Но Путин отступать не привык, а значит, американской нефтяной промышленности придется готовиться к новым испытаниям.
«Надежда, что битва будет короткой, еще теплится — написала Крофт — но, похоже, идет подготовка к затяжной войне на истощение, которая будет иметь суровые экономические последствия для всех участников».
«Считаю, что на этом судебное разбирательство между «Конкордом» и правительством США не закончено. В настоящий момент готовится иск «Конкорд» против США» за незаконное преследование и санкции на сумму $50 млрд», — заявил Пригожин.
Ранее сообщалось, что суд в США удовлетворил ходатайство прокуроров о прекращении дела в отношении российской компании «Конкорд менеджмент» по обвинению в якобы «вмешательстве» в американские президентские выборы.
В середине февраля 2018 года Минюст США и спецпрокурор Роберт Мюллер предъявили ряд обвинений российским компаниям и некоторым гражданам по делу так называемых русских троллей. Им инкриминировали сбор разведданных, использование похищенных личных данных граждан США и организацию протестов.
В их число попали Агентство интернет-исследований, «Конкорд менеджмент и консалтинг» и «Конкорд кейтеринг», а также сам Пригожин и ещё 12 россиян.
Ее мишень — не Саудовская Аравия, а, скорее, американская сланцевая нефть. Россия, которой пришлось столкнуться с жесткими американскими санкциями против ее энергетического сектора и которая в течение трех лет сотрудничала с глобальными партнерами (включая Саудовскую Аравию), чтобы удерживать мировые цены на нефть на стабильном уровне за счет уменьшения объемов добычи, пока Соединенные Штаты наращивали объемы продаж сланцевой нефти на мировом рынке, устала терпеть. Пандемия коронавирусной инфекции привела к существенному снижению спроса на нефть по всему миру, негативно сказавшись на американских производителях сланцевой нефти. Между тем Россия готовилась к возможности нефтяной войны с Соединенными Штатами. И, когда американские производители сланцевой нефти столкнулись с проблемами, Россия решила, что пришло время нанести ответный удар. Цель Москвы проста: заставить американских производителей сланцевой нефти «разделить боль».
В июле 2014 года президент России Владимир Путин предупредил, что американские санкции загоняют отношения между двумя странами «в угол», угрожая «долгосрочным национальным интересам правительства Соединенных Штатов и его народа». Россия решила попытаться перетерпеть американские санкции в надежде на то, что после президентских выборов 2016 года настрой американской администрации изменится. Президент России Владимир Путин открыто говорил о том, что он надеется, что в Соединенных Штатах будет избран президент, более дружественно настроенный в отношении России, а когда список кандидатов сократился до Дональда Трампа и Хиллари Клинтон, Путин отдал предпочтение Трампу.
Хотя Путин старался демонстрировать сдержанность перед лицом растущего санкционного давления, недавний пакет санкций, направленный против российского энергетического сектора, стал последней каплей. И, когда требование Саудовской Аравии сократить добычу нефти совпало по времени со спадом глобального спроса, обусловленного эпидемией коронавируса, Россия нанесла свой удар.
Выбор времени для такого шага России оказался довольно любопытным, учитывая массу гипотез о наличии каких-то личных взаимоотношений между Трампом и Путиным, которые российский лидер стремился поддерживать и перенести в свой потенциальный второй срок. Но теперь Путин уже некоторое время сигнализирует, что его терпение в отношении Трампа подходит к концу. В своем интервью в июне 2019 года Путин, комментировавший состояние российско-американских отношений, сказал: «Они [отношения] деградируют, становятся все хуже и хуже. За последние годы в отношении России действующая администрация приняла уже, по моему, несколько десятков решений, связанных с санкциями».
Развязав ценовую войну на нефтяных рынках накануне начала кампании по выборам президента США, Путин недвусмысленно продемонстрировал, что он больше не считает Трампа ценным кадром — если тот вообще когда-либо им был. Прежде Путин надеялся, что Трамп сможет изменить траекторию отношений между двумя странами в положительном ключе, но этого не произошло. Вместо этого, как сказал близкий соратник Путина, глава российской государственной нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин, Соединенные Штаты используют свои значительные энергетические ресурсы в качестве политического оружия, начиная эпоху «силового колониализма», который призван расширить объемы добычи Соединенных Штатов и их долю на мировом рынке в ущерб другим странам.
С точки зрения России, рост добычи американской нефти — с 2011 по 2019 год объемы увеличились в два раза — а также закрепление за Соединенными Штатами статуса чистого экспортера нефти были напрямую связаны с ослаблением возможностей экспорта нефти таких стран как Венесуэла и Иран посредством введения санкций. Хотя с этим можно было мириться, пока мишенью санкций была третья сторона, как только Соединенные Штаты ввели санкции против российского энергетического сектора, жребий был брошен.
Если цель спровоцированной Россией ценовой войны заключалась в том, чтобы заставить американские нефтяные компании «разделить боль», она уже достигнута.
Очевидно, Россия не собирается сдаваться в ближайшее время. По данным Министерства финансов России, Россия сможет балансировать свой бюджет при ценах на нефть в районе 25-30 долларов за баррель в течение 6-10 лет. Ясно одно: американские производители не смогут сделать то же самое.
Министр финансов США Стив Мнучин (Steve Mnuchin) без лишнего шума встретился с послом России в Соединенных Штатах Анатолием Антоновым, и это стало свидетельством того, что администрация Трампа постепенно осознает надвигающуюся опасность. Согласно информации, опубликованной Министерством иностранных дел России, они обсуждали вопрос экономических санкций, состояние экономики Венесуэлы и потенциал для «торговли и инвестиций». Как отметила российская сторона, Мнучин сделал акцент на «важности порядка на энергетических рынках».
Россия вряд ли пойдет на попятную в ближайшее время. Как сказал адмирал Джош Пейнтер, персонаж из книги Тома Клэнси (Tom Clancy) «Охота на Красный октябрь», «русские даже кучу не навалят, не имея плана».
Россия вступила на этот путь вовсе не ради развлечения. Ее цели были четко озвучены — уничтожить американскую сланцевую нефть, — а издержки этого шага, как экономические, так и политические (включая поражение Трампа на предстоящих президентских выборах 2020 года), были просчитаны заранее. С русским медведем можно долго играть, не провоцируя ответную реакцию. Но теперь мы знаем, какой может оказаться его реакция: когда Империя наносит ответный удар, она бьет очень сильно.