Глава Организации по атомной энергии Ирана Али Акбар Салехи в понедельник сообщил о начале работы новой группы центрифуг для обогащения урана. Производить низкообогащенный радиоактивный материал будут 30 усовершенствованных установок.
По информации ТАСС, в целом производство урана за два месяца на 60 центрифугах возросло в стране в 10 раз. Как заявил Салехи, Иран был вынужден пойти на этот шаг в ответ на «ошибочную политику Вашингтона».
Вести.ру отмечает: эксперты сходятся во мнении, что Иран существенно сократил срок создания собственного ядерного оружия. Ранее стало известно, что Иран начал использовать улучшенные центрифуги для обогащения урана, таким образом нарушив Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), касающийся иранской ядерной программы. Об этом сообщалось в докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), который был отправлен странам — членам организации.
Подробнее: Иран ответил Вашингтону запуском новых урановых центрифуг — Общество. Новости, Новости Большого Ближнего Востока — EADaily
МОСКВА, 6 янв — РИА Новости. США пожалеют, если не выведут войска с Ближнего Востока, заявил советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти.
"Убив Сулеймани, Соединенные Штаты совершили большую глупость, и теперь Вашингтон столкнется со "вторым Вьетнамом", — цитирует его телеканал Al-Alam.
Выступая на церемонии прощания с Касемом Сулеймани, политик отметил, что убитый генерал был "ключевым элементом" ирано-российского альянса.
О неотвратимости мощного удара со стороны Ирана в эти дни говорят не только в Тегеране. Все противники президента Трампа в США на политической арене и в СМИ соревнуются в степени апокалиптичности прогнозов. Но столь ли велика угроза нового Перл-Харбора для Америки?
Никто не сомневается в искренности желания иранского руководства ответить на гибель Касема Сулеймани увесистым и болезненным ударом. Качество военной оснащенности Ирана и умение действовать через своих «прокси» позволяют говорить о широких технических возможностях нанести ущерб США, их гражданам и их интересам.
Более того, как будут выглядеть лидеры Ирана, если не ответят мощным ударом на отсечение от живого тела исламской революции части мозга и одной из рук? Сотни тысяч иранцев участвуют в эти дни в траурных церемониях по Сулеймани. Как сможет существовать далее система исламского управления Ирана, если распишется в своей неспособности ответить на гибель человека, прослывшего ее символом?
Все это будет учтено лидерами Ирана, стоящими перед дилеммой, что делать дальше. Однако прошло уже около четырех суток, и никаких сокрушающих врага огненных поражений мы не наблюдаем. При том что в арсенале Генштаба Ирана имеются, несомненно, готовые планы контрударов.
Трудно вообразить, насколько трудно придется в эти дни тем, кто должен будет принять решения в Тегеране. Президент Трамп отличался сдержанностью и был объектом ядовитой критики со стороны оппонентов именно в связи с нежеланием ввязываться в конфронтацию с Ираном в свете нескольких инцидентов последних месяцев. Однако он оказался непредсказуемым и пошел на мощный и болезненный удар. Никто не может гарантировать, что в ответ на акт возмездия со стороны Ирана Трамп распорядится нейтрализовать всю нефтяную промышленность страны или лишить ее основные центры электричества. Именно о возможном ударе по нефтяным объектам говорил посвященный сенатор от Республиканской партии Линдси Грэм.
Мощный ответный удар американцев может привести к возобновлению внутренних протестов в Иране.
Кто-то подскажет иранским лидерам, что военное обострение с США приведет к консолидации внутри страны. Но кто-то другой объяснит им, что при таком развитии событий куда больше шансов на пробуждение новой волны протестов.
Кажется, чаша весов склонится к тому, что Иран найдет способ нанести такие удары по американским объектам, которые будут масштабными медийно, но не потребуют от американцев ответных действий. Однако при таком уровне напряженности можно ждать и непредсказуемых шагов с обеих сторон, которые могут оказаться судьбоносными. При том что новый Перл-Харбор в ближайшее время не грозит американцам, по всей видимости.
В траурных речах иранского руководства акцент делается не только на мести, но и на «терпении». А чиновники иранских вооруженных сил уже намекнули на то, что обязанность ответить на убийство Сулеймани ляжет скорее на марионеточные силы Ирана в регионе, нежели на сам Иран.
«Исламская Республика Иран отказывается принимать какие-либо эмоциональные и поспешные меры», — заявил представитель вооруженных сил страны генерал Абольфазль Шекарчи (Abolfazl Shekarchi) в интервью иранскому новостному агентству Mehr в субботу, 4 января.
«Мы не спеша разработаем план, чтобы ответить на этот теракт эффективно и сокрушительно, — продолжил он. — Именно мы будем определять время и место наших ответных действий».
В среде иранских комментаторов и чиновников уже начались разговоры о том, что Соединенные Штаты стремятся втянуть Иран в войну и что Ирану нельзя попадать в эту ловушку.
В своем интервью иранскому государственному телевидению генерал Али Фадави (Ali Fadavi) сказал, что, хотя Сулеймани возглавлял самое сильное подразделение Корпуса стражей Исламской революции, вполне возможно, ответный удар нанесет не Иран.
«Огромный фронт сопротивления уже готов осуществить эту жесткую месть», — сказал он, имея в виду широкую сеть марионеточных сил Ирана, таких как ливанская Хезболла, которую в Иране называют «осью сопротивления».
Нет никаких сомнений в том, что у Ирана есть масса возможностей отомстить. Будучи главой сил «Кудс» — подразделения Корпуса стражей Исламской революции, которое отвечало за распространение революционной идеологии Ирана, — Сулеймани создал целую сеть верных ему сил в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене, которую можно задействовать в атаках против Соединенных Штатов и их союзников, не спровоцировав при этом полномасштабную войну с Тегераном.
Йеменские хуситы взяли на себя ответственность за крупную атаку на нефтяные объекты в Саудовской Аравии, которая произошла в сентябре, хотя правительство США настаивало на том, что ракеты были запущены с территории Ирана. Чиновники американских вооруженных сил утверждают, что поддерживаемая Ираном группировка «Катаиб Хезболла» осуществила серию ракетных ударов по иракским военным базам, где находятся американские военные. В декабре в результате такого ракетного удара погиб один американец, что спровоцировало неожиданную эскалацию ситуации, кульминацией которой стало убийство Сулеймани.
Так, например, опосредованные иранские формирования в Ираке убили примерно 600 американских солдат в период с 2003 года по 2011 год, и это не имело каких-либо серьезных последствия для Ирана.
Однако на этот раз ситуация иная. После иранской атаки администрация Трампа решает нанести удар по нескольких военным объектам в Иране — так же, как были нанесены удары по сирийским объектам в 2017 и в 2018 году после того, как режим президента Башара аль-Асада применил химическое оружие. Используя уже размещенные на Ближнем Востоке военно-воздушные и военно-морские силы, Соединенные Штаты наносят удар по иранским портам или по тренировочному лагерю для иракских шиитских формирований на территории Ирана. Через государственные и частные каналы правительство Соединенных Штатов сообщает о том, что оно проводит одноразовый удар для «восстановления сдерживания», а в том случае, если Иран сдаст назад, он не столкнется с другими последствиями. В идеальном варианте Иран включает заднюю передачу, и на этом все заканчивается.
Но что будет в том случае, если Иран не ответит так, как это сделал Асад? В конечном счете, Асад боролся, по сути, за свое выживание в многолетней гражданской войне, и он не хотел еще больше вовлекать Соединенные Штаты в это противостояние. У иранских лидеров значительно больше вариантов, чем было у находившегося в осаде президента Сирии. Исламская Республика может использовать своих ставленников в Афганистане, Ираке, Ливане, Сирии и Йемене для проведения атаки на Соединенные Штаты и на их партнеров. В ее арсенале имеются баллистические ракеты, способные поразить цели в Бахрейне, Кувейте, Катаре, Саудовской Аравии и ОАЭ. Ее мины, а также наземные противокорабельные установки способны создать кризисную ситуацию в Ормузском проливе и вызвать повышение цен на нефть на мировых рынках. Иран способен в значительной мере вызвать сокращение добычи нефти в Саудовской Аравии с помощью агрессивного саботажа или кибератак, а иранские военизированные формирования, известные как подразделение Кудс (Quds Force), имеют возможность атаковать американские объекты в разных частях мира.
Даже в тот момент, когда основные военные операции будут остановлены, сам конфликт еще не закончится. Будет сложно уничтожить иранские опосредованные силы с помощью обычной тактики ведения боевых действий, тогда как их представители будут совершать нападения на американских солдат и вооруженные силы союзников Америки на Ближнем Востоке еще в течение многих лет. Американские удары с воздуха приведут к тому, что иранская ядерная программа будет отставать от своих планов реализации на срок от 18 месяцев до трех лет. Однако авиационные удары не способны уничтожить научные знания и имеющиеся технологии, и тогда Иран может сделать реализацию своей программы еще более защищенной и приступить к созданию ядерного оружия — а это та цель, от которой он до этого момента отказывался.
Более того, даже если Соединенные Штаты вступят в этот конфликт, надеясь таким образом лишь ослабить Иран в военном отношении, они вскоре столкнуться с требованиями у себя дома, а также с призывами из Иерусалима, Эр-Рияда и Абу-Даби относительно уничтожения Исламской Республики. В результате Соединенные Штаты могут оказаться вовлеченными в операцию по свержению режима, которую они предприняли в Ираке в 2003 году и в Ливии в 2011 году — однако на этот раз она будет значительно большей по своему масштабу. Население Ирана сегодня составляет 80 миллионов человек, что более чем в три раза превосходит население Ирака в момент начала Иракской войны. Топография Ирана значительно сложнее, чем в Ираке. Со временем цена подобного вторжения составит триллионы долларов. А еще следует учитывать дестабилизирующий эффект кризиса беженцев, который может начаться в стране, население которой соответствует населению Афганистана, Ирака и Сирии вместе взятых.
Даже если ситуация не будет развиваться по одному из самых плохих сценариев, любая война с Ираном на долгие годы привяжет Соединенные Штаты к еще одному ближневосточному конфликту. Такая война и ее последствия, скорее всего, обойдутся в сотни миллиарды долларов, что поставит в затруднительное положение не только Трампа, но и будущих американских президентов. Такого рода обязательства будут означать конец предполагаемого сдвига Соединенных Штатов в сторону конкуренции на уровне сверхдержав с Россией и Китаем.
Дональд Трамп потребовал от Ирака «миллиарды долларов» и пригрозил ударить по объектам культурного наследия Ирана. В ответ Тегеран пообещал Вашингтону «второй Вьетнам», если американцы не выведут войска с Ближнего Востока. Ситуация в регионе накаляется с каждым днем. Ангела Меркель объявила о срочном визите в Москву для обсуждения ситуации с Владимиром Путиным. Удастся ли лидерам двух стран предотвратить большую войну?
Канцлер Германии Ангела Меркель 11 января посетит Москву с официальным визитом, чтобы обсудить с президентом России Владимиром Путиным эскалацию напряженности на Ближнем Востоке в результате авиаудара США по аэропорту Багдада. Об этом в понедельник заявила пресс-служба Кремля.
Также лидеры двух стран планируют обсудить другие темы международной повестки, среди которых ситуация в Сирии, Ливии и на Украине. Но очевидно, что кризис вокруг Ирана и Ирака станет главной темой переговоров.
Официальный представитель Пентагона Джонатан Хоффман заявил, что приблизительно в 17:30 по времени восточного побережья США 7 января (01:30 мск 8 января) Иран выпустил больше дюжины баллистических ракет по силам США и коалиции в Ираке.
Как сообщила телекомпания ABC со ссылкой на источник в американской администрации, в результате ракетного удара пострадал американский объект в окрестностях города Эрбиль на севере Ирака, а также авиабаза Айн аль-Асад на западе страны.
Журнал Newsweek со ссылкой на источники в иракской разведке сообщил, что удар по двум используемым США военным базам в Ираке был нанесен с применением как баллистических, так и крылатых ракет.
Телеканал Al Hadath сообщил, что в результате ракетного обстрела авиабазы Айн аль-Асад уничтожено несколько американских самолетов.
По информации CNN, пострадали несколько иракцев. Телеканал Sky News Arabia сообщает о погибшем офицере вооруженных сил Ирака и пятерых пострадавших. По данным Reuters, в результате ракетной атаки погибли 80 человек.
Жертвами ракетных ударов Ирана по американской военной базе Айн-аль-Асад, находящейся на западе Ирака, стали 80 американских солдат. Об этом сообщило иранское ТВ со ссылкой на источник в Корпусе стражей исламской революции (КСИР) ИРИ.
По данным СМИ, в результате обстрела уничтожены несколько американских БПЛА и вертолеты. Всего по позициям США на военной базе Айн-аль-Асад было выпущено 15 ракет. Раненых американских солдат доставили на вертолетах в Багдад.
Напомним, ночью 8 января КСИР атаковал два объекта США в Ираке. Использовались как баллистические, так и крылатые ракеты. В Пентагоне заявили, что обстрелу подверглись база Айн-аль-Асад и аэропорт Эрбиля.
В Иране заявили, что атаки являются ответом на спецоперацию Пентагона в ночь на 3 января в аэропорту Багдада, в результате которой был убит глава спецподразделения "Кудс" КСИР Ирана Касема Сулеймани.