Автор размышляет о перспективах Белоруссии на фоне ухудшающейся экономической ситуации и разногласий с Россией по поводу поставок и транзита нефти. Как поведет себя Белоруссия, и что должен делать Запад? Автору представляется, что основным направлением, на котором будет искать помощи Лукашенко, станет Вашингтон.
// inosmi.ru
10 января, как сообщило информационное агентство БЕЛТА, ссылаясь на источники в президентской администрации, Белоруссия ввела «экологический налог» на транзит нефти по трубопроводам, то есть, фактически, по одному нефтепроводу — «Дружба». Ставка налога на прибыль для организаций, которые занимаются транспортировкой нефти и нефтепродуктов, составит 50%. Официальной причиной такого шага стало техническое состояние инфраструктуры, которая, по мнению белорусских властей, срочно требует ремонта. Иначе видит ситуацию контролирующая «Дружбу» российская компания «Транснефть». Она утверждает, что речь на самом деле идет о попытке поднять плату за транзит нефти, предпринятой в связи с провалом переговоров между Москвой и Минском об углубленной интеграции.
О том, что режим Лукашенко ищет новые источники дохода, чтобы компенсировать потери, которые понесла Белоруссия в результате российской реформы налогообложения экспорта углеводородов (согласно официальным заявлениям Минска, он потеряет за 5 лет 10 миллиардов долларов), может свидетельствовать эмоциональное выступление президента на церемонии вручения наград «За духовное возрождение». Он заявил, что Россия хочет продавать Белоруссии нефть по цене выше мировой, а Газпром зарабатывает на братской республике в три раза больше, чем на Германии.
Нервозность белорусского руководства объясняется ухудшением экономической ситуации в стране, которое в предвыборный год может стать для местных элит проблемой. Эксперты Всемирного банка, обнародовавшие 9 января доклад на тему перспектив мировой экономики, снизили показатели для Белоруссии. В предыдущем июньском докладе, когда переговоры с Россией еще продолжались и можно было рассчитывать на появление каких-либо субсидий в виде льготных цен на нефть и газ, Всемирный банк предполагал, что в текущем году белорусская экономика вырастет на 1-1,3%, а в следующем — на 1,2%. Сейчас говорится о том, что в 2020 году темп роста составит 0,9%, а позднее — 0,5%.
Как будет выглядеть ситуация с поставками российской нефти, остается неясным. Минск сообщает, что их возобновляют только компании российского олигарха Михаила Гуцериева, которые готовы поставить Белоруссии в январе 750 тысяч тонн сырья. Такой объем позволит покрыть лишь потребности белорусского рынка, но для полной загрузки Мозырскому и Новополоцкому НПЗ необходимо в месяц 2 миллиона тонн нефти. При этом перспектива сотрудничества с компаниями Гуцериева, который поддерживает тесные контакты с Лукашенко и владеет 42% акций Мозырского нефтеперерабатывающего завода, выглядит туманной: в декабре российские силовики провели в офисах фирм, принадлежащих ему и его сыну, 14 обысков.
Это было связано с делом о контрабанде 2 миллионов тонн нефти на Украину. Единственный поставщик Белоруссии может в любой момент столкнуться у себя на родине с серьезными проблемами, поскольку контрабандой нефтепродуктов он мог заниматься только при помощи белорусских компаний. В этом контексте слова российского вице-премьера Козака, который, отвечая на вопрос о ходе нефтяных переговоров, заявил, что российское государство не вмешивается в коммерческие отношения между компаниями, можно счесть намеком на новую стратегию Москвы в отношении Минска. Вопрос цен не будет решаться на международном уровне: если белорусам удастся договориться о снижении цен, значит, они добьются успеха, а если нет — им останется пенять на себя.