Представьте две страны с абсолютно разными комбинациями АО и ПО для интернета, электронных устройств, средств связи и даже социальных сетей и приложений для знакомств.
Именно в этом направлении сейчас двигаются США и Китай – в мир, где две глобальные державы владеют взаимно исключающими друг друга технологическими системами.
Клин, возникший между двумя странами, беспокоит самых известных в отрасли людей. Например, сооснователь Microsoft Corp. Билл Гейтс и сооснователь Alibaba Group Holding Ltd. Джек Ма считают его контрпродуктивным для обеих сторон. Хотя подписание в январе первой фазы торгового соглашения между США и Китаем, возможно, и устранило общие краткосрочные экономические опасения, глубоко укоренившиеся в обеих странах подозрения указывают на то, что технологический разрыв в ближайшие 10 лет только увеличится.
Битва развернулась вокруг телекоммуникационного сектора: США пытаются по всему миру блокировать китайского гиганта Huawei Technologies Co. в связи с опасениями насчет возможного шпионажа и кибератак. Она уже переросла в более масштабный конфликт, который изменил практически каждую часть технологического сектора по обе стороны Тихого океана. Huawei ответила на попытки США тем, что принимает меры для полного разрыва своей цепочки поставок с США.
Китай торопится производить полупроводники и бытовую электронику без использования комплектующих из США после того, как Вашингтон ввел ограничения для американских бизнесов на поставки китайским партнерам.
Американская сторона в этом конфликте руководствуется не только опасениями насчет шпионажа, кибербезопасности и шантажа, но также страхом, что США уступают Китаю в гонке за разработку и внедрение передовых технологий, включая искусственный интеллект.
История технологического раскола началась как минимум 10 лет назад: Китай дал один из первых выстрелов в этой битве, когда начал цензурировать результаты поиска на платформе Google. В 2010 году компания по сути ушла с китайского рынка. Так началась эпоха двух интернетов: китайского и других стран мира. Учитывая, что Google и Facebook
Полномасштабное сражение началось вскоре после того, как президентом США в 2017 году стал Трамп. Противостояние фиксируется на двух направлениях – торговом и национальной безопасности. В части торговли президент Трамп ввел пошлины для Китая в связи с его якобы нечестными торговыми методами, например вынуждением американских компаний делиться с китайскими партнерами технологиями в обмен на доступ на местный рынок. Этот вопрос так и не был решен в рамках первой фазы торгового соглашения. Что касается национальной безопасности, администрация Трампа приняла меры для того, чтобы помешать Huawei и сдержать китайские прорывы в сфере технологий, особенно тех, которые могут найти военное применение.
Закручивание гаек в торговле вынуждает Китай развивать свою собственную отрасль и искать новых неамериканских поставщиков. Китай уже приступил к реализации этих мер, что негативно отражается на выручке американских производителей чипов. Huawei недавно смогла создать смартфон без американских комплектующих, что еще пару лет назад казалось немыслимым.
Тем временем администрация Трампа по большей части игнорирует отраслевые опасения. После введения в прошлом году запрета на торговлю с Huawei она разрешила компаниям подавать заявки на лицензии, чтобы они могли продолжить поставлять свою продукцию этому телекоммуникационному гиганту. Но, как утверждают осведомленные источники, многие заявки не были одобрены и решения принимаются медленно.
Даже если США и Китай преодолеют разногласия и подведут черту под длительным торговым спором, аналитики считают, что взаимные подозрения практически гарантируют, что движение в сторону двухсистемного технологического мира продолжится. Китай сейчас развивает свою собственную отрасль полупроводников и сможет конкурировать с США в Европе и на других рынках. США могут отказаться от китайского аппаратного обеспечения и приложений для смартфонов и попытаться убедить союзников сделать то же самое.
Кто выиграет в этой технологической гонке — в любом случае остается открытом вопросом. Возможно, на сегодняшний день Китай и отстает, но некоторые эксперты говорят, что он быстро нагонит в направлении, которое может стать следующим в этой гонке. Страна вкладывает десятки миллиардов долларов в изучение искусственного интеллекта (ИИ), который может стать ключевым фактором для следующей технологической революции.
Гендиректор International Business Strategies Хендел Джонс отметил важность ИИ для обеих стран. "ИИ высоко стоит в списке приоритетов, и мы считаем, что эта технология является ключевым отличительным фактором в таких областях, как автономное вождение, виртуальная реальность, дополненная реальность и даже медицина, – говорит он. – На наш взгляд, ИИ станет основным фактором, определяющим, кто победит, а кто проиграет в следующие 5-10 лет".
В 2014 году Пекин официально заявил о своих правах на острова Наньша и планах добычи нефти в непосредственной близости от них. В апреле 2015 года китайцы начали создавать на Наньша современную инфраструктуру с корабельными причалами, аэродромами и объектами логистики, а также увеличивать территорию архипелага путем намыва песка на рифы.
Таким образом, в море было создано около 1500 гектаров земли. Каждый искусственный островок расширил границы Китая на 12 миль вокруг, не считая 200-мильной зоны экономических интересов.
26 мая 2015 года КНР обнародовала новую военную стратегию, согласно которой ее ВМС переходят от защиты исключительно прибрежных территорий к обеспечению безопасности в открытом море. Операционная зона ВМС КНР была расширена. Заметно возросло и военно-морское присутствие Китая в районе островов Наньша.
1 июня 2016 года Пекин заявил, что создаст свою опознавательную зону противовоздушной обороны над Южно-Китайски морем, которая будет распространяться и на все спорные острова, контролируемые КНР.
"Время идет, и хотя мы должны оставаться невероятно бдительными в том, что касается терроризма, есть проблемы по всему миру. Правящая партия Китая представляет собой центральную угрозу нашего времени", - отметил Помпео, выступая в четверг вместе с главой МИД Британии Домиником Раабом в лондонском исследовательском институте Policy Exchange, сообщает РИА "Новости".
"Есть огромные возможности вести огромную, творческую работу в бизнесе между нашими странами. Но китайская Компартия и ее председатель ясно дали понять, что у них есть программа, которая не всегда соответствует тем ценностям, о которых мы с Домиником говорили утром.
Мы, Запад, коллективно должны обеспечить, чтобы в следующем веке правили западные демократические принципы. И нужно предпринять совместные усилия, нужно не только США, но всем нам, кто любит нашу свободу и ценят демократию и верховенство закона, обеспечить, чтобы это осталось доминирующей моделью в мире в следующем столетии", - подчеркнул госсекретарь США.
"Это еще один повод для компаний оценить риски для их производственных цепочек. В Китае уже был вирус SARS, Африканская чума свиней, теперь появился новый вирус. Это еще один фактор риска, который придется учитывать. Я думаю, это поможет ускорить возвращение рабочих мест в Северную Америку, часть рабочих мест вернутся в США и, скорее всего, часть вернутся в Мексику".
"Когда начали подавать десерт, президент обратился к господину Си, сказав о том, что хочет ему кое-что сообщить – о запуске 59 ракет по Сирии. Это было как развлечение после ужина".
как пишет в Washington Times журналист Дэниель Дрезнер, на конференции все с особой тревогой обсуждали Китай и рост его влияния. Тема Китая полностью заслонила другие важные темы. Порой казалось, продолжает обозреватель, что участники конференции пришли к выводу, что поддержание хороших трансатлантических отношений нуждается в общем враге, а Китай, с его активной и часто агрессивной внешней политикой хорошо просматривается в этой роли.
Хотя, пока не ясно, последуют ли за антикитайской риторикой какие-то конкретные шаги.
Меры против Huawei, по-видимому, США считают недостаточно эффективными. Администрация Трампа рассматривает вопрос об изменении правил, что позволит блокировать поставки чипов в Huawei Technologies от таких компаний, как крупнейший в мире контрактный производитель чипов — тайваньская TSMC. Об этом Reuters сообщили сразу два информатора.
Новые запреты на торговлю с китайской Huawei — это один из нескольких вариантов, которые якобы рассматривались на встречах в США на этой неделе и будут ещё обсуждаться на следующей. Предложение ограничить поставки чипов было озвучено, но его одобрение ещё под вопросом. Мера будет ударом по второму в мире производителю смартфонов, а также по TSMC, крупному производителю чипов для Huawei HiSilicon и её конкурентам в лице Apple и Qualcomm. «Они хотят сделать так, чтобы ни один чип, который они хоть как-то могут контролировать, не поступал Huawei», — сообщил один из источников.
Huawei находится в центре битвы за глобальное технологическое доминирование между Соединёнными Штатами и Китаем. США пытаются убедить союзников исключить оборудование из Китая для сетей 5G следующего поколения на том основании, что оно может быть использовано Пекином для шпионажа. Huawei неоднократно отвергала обвинения.
Чтобы ограничить мировые поставки чипов Huawei (и любой другой неугодной компании), власти хотят изменить правило Foreign Direct Product Rule, согласно которому некоторые товары иностранного производства, основанные на технологии или программном обеспечении США, подпадают под действие правил США.
Согласно проекту поправок, правительство США вынудит иностранные компании, использующие американское оборудование для производства чипов, запрашивать лицензию в США, прежде чем поставлять продукцию Huawei — это серьёзное расширение полномочий по контролю за экспортом, которое может разозлить союзников США по всему миру. Представитель TSMC заявил, что компания не отвечает на «гипотетические» вопросы.
В Америке становится все более популярной теория, которая основанная на трудах Фукидида - историка Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой.
Один из ведущих американских экспертов в области международных отношений - профессор Грэм Эллисон из Центра науки и международных отношений имени Роберта и Рене Белферов при Гарвардском университете - издал книгу "Обреченные на войну: Могут ли Америка и Китай избежать ловушки Фукидида?".
Есть признаки того, что рост китайской экономики замедляется, в частности из-за приверженности Пекина авторитарной модели правления, ведущей к отказу от дальнейших рыночных реформ.
Все мировые СМИ говорят только о коронавирусе из Китая, и никто не говорит о вирусе гриппа в США, который бушует с октября 2019 года. Этим гриппом заболели 15 млн. человек, погибло уже 8,2 тыс. человек, и все молчат, потому что это США. На первых страницах китайский Ухань.
Американские эксперты призывают использовать против Китая... пиратов!
Честно говоря, я сначала подумал, что это шутка такая. Залез проверить. И таки да, в журнале Военно-морского института США эксперты известнейшего в Америке исследовательского центра на полном серьезе в двух статьях рассуждают о необходимости и, главное, "законности" использования каперов (де-факто узаконенных пиратов) для захвата китайских торговых кораблей.
А если в ответ Китай начнёт делать то же самое в отношении американских кораблей? Я представляю удивленные лица этих же экспертов при таком вопросе: "Как?! А нас-то за шо?!!"