Начали заниматься делом:
Специалист по энергетической безопасности Пьер Ноэль в своей статье утверждает, что пора начать поставлять центральноевропейским странам газ из Западной Европы, а Украину исключить из газового транзита, достроив трубопроводы в обход ее территории, чтобы она впредь не могла злоупотреблять положением страны-транзитера.
// inosmi.ru
Чтобы Европа вышла из этой ситуации, должно произойти следующее. Надо разорвать газовые отношения между Россией и теми странами, у которых по историческим причинам очень сложные отношения с Москвой. Украина уже сделала это и не импортирует российский газ четыре года. Польша объявила, что не будет продлевать контракт с Россией, когда в 2022 году закончится срок его действия. То же самое могут и должны сделать прибалтийские государства. Большая часть российского газа потребляется в западноевропейских странах, у которых отношения с Россией намного лучше. И этот газ можно направлять с запада на восток, а также получать на рынке СПГ. Таким образом, с прекращением прямой газовой торговли между Россией и ее самыми яростными европейскими критиками будет устранен источник напряженности в российско-европейских газовых отношениях.
Далее, надо завершить строительство трубопроводов, идущих по дну Балтийского и Черного морей в обход украинской территории. Для этого следует проложить и ввести в эксплуатацию «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Масштабный газовый транзит через территорию Украины был случайным побочным результатом распада Советского Союза. Он является источником нестабильности. В прошлом Украина злоупотребляла своим доминирующим положением крупного транзитера, получая из России дешевый газ, и использовала европейских потребителей в качестве заложников, когда торговалась с Москвой. Украина получила от России газовых субсидий на миллиарды долларов, но из-за своего неблагоразумного поведения в январе 2009 года спровоцировала острый европейский кризис газовых поставок. Исключение Украины из числа стран-транзитеров пойдет на пользу европейской энергетической безопасности.
Завершение «Северного потока — 2» не навредит ни одному члену ЕС. Находящиеся в украинских газовых коридорах страны Центральной Европы, такие как Словакия, Чехия и Австрия в западном коридоре и Румыния с Болгарией в южном, лишатся доходов от транзита. Но вместо того, чтобы скрывать свои финансовые интересы за геополитическими аргументами, им лучше вспомнить, как сильно они пострадали, когда украинская политика конфронтации в 2009 году привела к закрытию транзитного коридора. «Северный поток — 2» не повлияет на украинский газовый импорт, потому что он идет не из России. Да, это лишит Украину транзитных доходов, составляющих около трех миллиардов долларов в год, или резко сократит их. Но западные страны могут учесть это при планировании долгосрочной финансовой помощи Украине. В любом случае, они не могут требовать от России оплаты за сохранение угрозы ее газовым отношениям с Европой, как это косвенно делают американские санкции против «Северного потока — 2».
«Северный поток — 2» и «Турецкий поток» не создают никакой угрозы для энергетической безопасности Европы. Напротив, они ее укрепляют. Блокирование «Северного потока — 2» будет иметь негативные последствия для Украины и еще больше осложнит переговоры по Донбассу. Делать вид, что это принуждает Россию к новому долгосрочному соглашению о газовом транзите, — пустая затея, которая в январе может привести к очередному срыву поставок. Европейские страны должны заставить Украину признать тот факт, что масштабный газовый транзит закончился. Им надо стимулировать Киев, побуждая его к добросовестными переговорам с Россией о новом транзитном соглашении с ограниченными гарантированными объемами, которое позволят частично сохранить значимость транзитной инфраструктуры.