U235>> Видимо то, о чем я писал в соседней теме: достроят потоки и обнулят договренности с Украиной введя ответные газовые санкции против ее ГТС
Черномор™> Достроят в каком году?
2020. Иначе как компенсировать 65-40=25 млрд м3?
Да и продолжение следует:
Европейский рынок газа, вопреки бытующему мнению, до сих пор не насыщен. Поэтому в перспективе появляется важный вопрос: какой из путей поставки газа победит со временем — транзит через Украину или новый «Северный поток — 3», который рано или поздно может появиться на российской повестке дня?
// inosmi.ru
Теперь понятно, что не только эти обходные морские газопроводы, но и необходимая для них сухопутная распределительная трубопроводная инфраструктура не будут достроены в этом году.
Более того, в связи с объявленными санкциями США возникает вопрос, удастся ли это и в следующем году. Но эти санкции не надо переоценивать.
Они могут замедлить, но не могут остановить такие проекты. Не только потому, что запоздалое утверждение санкций дает повод для сомнения, не является ли такой «тайминг» специально задуманным для того, чтобы серьезно не навредить намного более важным интересам администрации Трампа в отношениях с Германией, Турцией и РФ.
Но также и потому, что история доказывает: масштабные газовые проекты, у которых есть поддержка и Кремля, и европейских столиц, заокеанские санкции могут замедлить, но не похоронить.
Подобная история уже была с санкциями президента Рейгана и британского премьер-министра Тэтчер против советского газопровода «Союз» во времена холодной войны и «железного занавеса». Она показала, что такие гигантские энергетические проекты в Европе не остановить, если есть желание со стороны главных европейских держав (прежде всего Германии и Франции) их осуществить.
И наконец, стоит понять, что сейчас игра против «Северного потока — 2» не должна быть определяющей и безальтернативной стратегией. Рано или поздно он все же начнет работу, и это надо учитывать в долгосрочных прогнозах.
Поэтому в стратегической, долгосрочной дискуссии уже начинает появляться другой, в перспективе более важный вопрос: какой из путей поставки газа победит со временем — транзит через Украину или новый «Северный поток — 3», который рано или поздно может появиться на российской повестке дня?
Дело в том, что оба «Северных потока» уже загружены долгосрочными контрактами прежде всего клиентов Газпрома за пределами Германии. И это — на фоне падения добычи газа в самом Евросоюзе, на Гронингенском газовом месторождении.
Европейский рынок газа, вопреки бытующему мнению, до сих пор не насыщен. И никто сейчас не уверен, как будет развиваться ситуация в немецкой энергетике после остановки всех ядерных реакторов, всего через три года. Вполне возможно, что единственным реальным выходом для немцев станет выработка электричества из газа, что потребует дополнительных поставок.
И тогда станет опять вопрос: по каким трубами и каким путем этот газ попадет в ЕС.