ADP>> Это процесс ассимиляции. Но естественный. Удмурты тогда стеснялись говорить на своем языке. Не хотели, чтобы дети учились в удм. школах. Сами так выбирали. Русский был обязательный. Но сами выбирали, и, часто, даже дома не говорили по-удмуртски.
Dogrose> Это сейчас можно так рассуждать, когда механизм запущен и не требует усилий для поддержания нужного процесса. ...
Dogrose> Есть такая саамская активистка и певица София Яннок (Brita Marit „Sofia“ Jannok). В паре ее песен есть тема самоубийства саамов в том смысле, что, лишаясь своего привычного жизненного уклада они подаются в города или нанимаются на рыболовецкие суда, переставая быть саамами.
Есть такая проблема. И она общая для всего человечества. Назовите малые народы, застрявшие в родоплеменном строе (я про саамов), которые успешно бы ее решили. Т.е., оставаясь сами собой, создали бы новые сферы массовой производственной культуры и лидировали бы в мире? Индейцы США, Канады, лесные индейцы Бразилии, бушмены, чукчи, аборигены Австралии и прочие. Т.е. образ жизни исчезает с развитием человечества, а этнос мал и слишком специализирован. И распадается, подобно тому, как гибнет специализированный вид, типа дронта, панды.
Но ведь русский этнос на территории Эстонии и Латвии работал в достаточно современных отраслях, был вполне способен создавать новые сферы приложения труда, культуру и пр. Или русские пасли стаи балтийской трески и с сокращением ее поголовья не могли найти себе места?
ИМХО, со стороны Эстонии и Латвии была организована политика выдавливания, вымаривания русского населения.
Dogrose> Если быть более конкретным, то ныне считающемуся естественным процессу ассимиляции предшествовали некоторые события:
Dogrose> 1 — ликвидация национальной элиты Удмуртии после завоевания Казанского ханства Русским государством;
Ну сейчас мы будем отвечать за все со времен Ивана Грозного! Удмурты активно сопротивлятлись во время взятия Казани Российским силам (арские люди), за что огребли. Причем в соответствии с тогдашними нормами. Запредельной жестокости не было. Были запреты селиться вдоль Камы и еще ряд запретов.
Но еще больше удмуртский этнос страдал от того, что рядом были более сильные соседи. Южная часть пассионариев отатаривалась (скажем удм. пацан помогал купцу, тот еог вывез, как смышленого к себе, женился потом на татарке, принял ислам и все), с севера обрусевали (шел к воевать к русским, ну шило в жопе у парня, выслуживал свое и становился русским). Таким образом высасывалась пассионарность, работать в новых, более прибыльных или престижных сферах можно было зная неудмуртские языки и переставая быть удмуртом. Тут статистически, естественно, но веками.
Dogrose> 2 — христианизация и размыкание самоцентрированности удмуртской общины с переориентацией на русскую общину и ее порядки — формирование стыда за удмуртское происхождение — начинается обрусение;
Да, но специально никто не формировал массово стыд, были эксцессы, но они бывали в обе стороны. Но один народ бесписьменный, без торговой ми промышленной элиты, естественно процессы неравновесны.
Dogrose> 3 — урбанизация и в условиях городской русской среды обрусение как стратегия адаптации под русскую среду, которая враждебно относится к деревенщине (неассимилированный удмурт — самое сильное выражение “деревенщины”).
Это во многом обусловлено тем, что захотели сформировать более сильную республику. Какого черта к Удмуртии присоединили почти целиком русские города Ижевск, Воткинск, Сарапул (да и Камбарку) с соответствующими районами, с преимущественно русскими селами (Сарапульский, Воткинский, Каракулинский районы, большая часть Завьяловского). Русские тоже неоднозначно воспринимали то, что на родине предков они являются второсортными (при поступлении в ВУЗы, при выдвижении нацкадров на рук. работы).
Dogrose> Специфика Удмуртской Республики — оборонно-промышленный комплекс — ведущий профиль производства в республике, его организации крупнейшие работодатели в республике, они задают повестку в республике, соответственно, элита в республике — выходцы из ОПК, это традиционно предприятия с официальной русской культурой
Но вот в области культуры удмурты в значительной степени перемогли. Заняли места профессоров в медвузе, резко провалив уровень, по сравнению с тем, что было в 50-е годы, в области художественной культуры зачастую выжили тех, кто их учил (я знаком с сыном такого человека). У нас в классе еврейка была, негативно относящаяся к удмуртам, так она по паспорту стала удмурткой, чтобы пройти во врачи и стала врачом, а другая девочка из класса, поступала, но не поступила. Моя жена с золотой медалью не смогла поступить с первого раза. А девочки из удмуртских сел шли как направленцы совсем по другому конкурсу. Кстати, почти все остались в городе, выйдя замуж за городских. А в села по распределнию поехали русские городские девчонки. А потом вернулись.
Dogrose> Взято здесь:
Dogrose> Популярно об ассимиляции удмуртов - Jorgi Ortjomi - Medium
Dogrose> Так что о естественной ассимиляции говорить можно с натяжкой.
Dogrose> Что касается современных процессов в Прибалтике, то я бы выразился так: для прибалтов не менее важно добиться доминирования свох национальных языков, чем для России было важным добиться доминирования на своей территории русского языка. Когда процесс станет необратимым (естественным, как Вы выразились ), государство сделает шаг навстречу. Уже делает.
Dogrose> Негражданство – это в гораздо меньшей степени элемент этноцида, чем это можно себе представить. Для десятков тысяч неграждан в этом есть безусловные плюсы и такие люди сознательно не вступают в гражданство. Но в разгар полемики о правах русскоязычных никогда не афишируют истинных причин, номинально находясь в лагере «ущемленных».
То, что русские согласились с явной второсортностью, это их беда и их вина. Они были обязаны биться за права. Что они фактически недочеловеки, и им об этом напоминают периодически, но за право жить в Европе русские должны быть благодарны.
Вообще, в Эстонии есть ситуации, чтобы в областях исторически русских целенаправлено была квота русских на руководящих должностях, принимали бы беплатное образование приоритетно русских, как нацменьшинство и т.п.? Как в Удмуртии.
ADP>> Так что ситуация отличается именно насильственностью.
Dogrose> Это Вы так говорите потому, что похожий этап в истории России уже пройден и поэтому преподносится как если не добровольный, то хотя бы как естественный. Да, в Прибалтике сейчас несколько другие времена, но все образуется, уверяю Вас.
Когда русских станет меньше, на что была рассчитана политика эсстонцев.
Фиксирую, что ты согласен, что эстонская политика насильственной ассимиляции есть, и, считаешь, что это неравноправие нормально и справедливо?
Dogrose> Как пример приведу отношение главного лесничего Эстонии к вопросу вырубки лесов....Но это люди никогда не приходят со словами благодарности лет через пять, когда на месте вырубленного старого леса подрастает молодой.
Dogrose> Этом я хочу указать, что нынешний негатив россиян основывается на факте «вырубки», происходящем последние годы в Прибалтике. Вы сравниваете эти процессы с «молодым лесом» добровольно ассимилирующихся удмуртов и негодуете в адрес прибалтов. Хотя на самом деле все придет к равновесию.
Т.е. русских целенаправленно вырубают, как лес (и это политика государств в 21 веке, поддержанная эстонским народом), а потом вырастет молодая поросль, такая, какой мы ей разрешим быть, в таком количестве, сколько мы разрешим и русские "тиблы" должны будут за это благодарить эстонцев.
Я думаю, что когда мы снова придем, наша политика имеет право быть зеркальной именно по отношению к эстонцам.