В Латвии состоялось заседание комиссии Сейма по государственному управлению и самоуправлениям, на котором рассматривались поправки ко второму чтению законопроекта о найме жилья.
// www.rubaltic.ru
В Латвии состоялось заседание комиссии Сейма по государственному управлению и самоуправлениям, на котором рассматривались поправки ко второму чтению законопроекта о найме жилья. Данный законопроект отменяет действие бессрочных договоров найма, что ставит под удар многочисленную категорию лиц, живущих в денационализированных домах, возвращенных бывшим владельцам после выхода Латвии из состава СССР. Эти люди могут в одночасье оказаться на улице, и это при том, что многие из них и так живут в чудовищных условиях.
Об ужасах проживания в денационализированных домах говорят сами жильцы. Например, в доме по улице Бирзниека Упиша, где вода и отопление отсутствуют с 2016 года, а зимой нет и канализации, до сих пор проживают Нина и Тамара, которым некуда податься.
«Спасает близость к вокзалу — там имеется платный туалет. Правда, иногда можно не добежать! Воду же приходится покупать, а для санитарных целей набирать где придется. Поэтому для встречи Рождества в теплой и праздничной атмосфере необходимо заранее помыться где-нибудь, посетить вокзальный туалет, принести дрова, питьевую воду и свечи, чтобы не упасть на темной лестнице», — рассказали они.
Похожие условия и у живущей в доме на улице Католю Людмилы.
«Если не хотите встречать Рождество при температуре 9 градусов, то лучше прийти пораньше и принести с собой четыре упаковки брикетов. Тогда можно добиться даже 14 градусов. Спать можно только в тулупчике. Утром можно взбодриться в кухне при температуре 7 градусов», — сказала она.
Мария осталась одна в многоквартирном доме по улице Маскавас, так как остальных жильцов хозяину удалось всеми правдами и неправдами выкинуть. Но законность проживания Марии подтвердил суд, что не помешало домовладельцу отключить электричество.
«Так и живу с выигранным решением суда, но без горячей воды и света. Чтобы подогреть воду, использую бойлер. Я работаю, поэтому никак не подхожу под критерии закона о постановке на квартирную очередь, а идти мне некуда», — отметила она.
Показателен и пример Валентины, семья которой проживает в доме по улице Авоту с 1946 года. За последние 30 лет этот дом успел сменить многих владельцев, и появившийся в 2016 году новый хозяин захотел делать ремонт. Правда, по закону, если идет капитальный ремонт, то жильцов нужно переселять. Поэтому владелец пошел другим путем и оформил по бумагам перепланировку, не требующую выселения жильцов.
Однако вне зависимости от того, ремонт это или перепланировка, в тех квартирах, из которых выдворили жильцов, все равно ломаются стены, двери и окна. Кроме этого, оказались сломаны все дымоходы, из-за чего нельзя больше топить печку.
Также перекрыто водоснабжение, что привело к отключению отопления, горячей и холодной воды, и вот в таких условиях Валентина живет уже несколько месяцев. Правда, после того как хозяина оштрафовали, холодную воду подключили. Но остается вопрос, надолго ли, ведь ясно, что он преследует конкретную цель — избавиться от жильцов без всяких затрат.
«В квартире сейчас 7–8 градусов. На лестницу без маски выйти нельзя. Шум от проводимых строительных работ превышает все мыслимые нормы. Почтовые ящики переломаны. При этом хозяин подает в суд на выселение — сначала за долги, а затем за не сделанный своевременно в квартире ремонт, хотя в ней нет горячей воды и отопления! Так что мне, кроме доставки воды и забот о том, как не замерзнуть, нужно готовиться еще и к суду, заседание которого намечено на апрель 2020 года», — сообщила Валентина.
Вопрос денационализации жилья в Латвии тянется с 30 октября 1991 года, когда Верховный совет Латвийской Республики принял закон о возврате собственности прежним владельцам. Тогда же было разработано постановление, согласно которому Совет министров должен разработать меры защиты прав арендаторов в этих домах, а именно — выплатить компенсацию за освобождаемую квартиру либо предоставить равноценное жилье или земельный участок для строительства дома.
Правда, получилось так, что домовладельцам или их наследникам дома вернули, при том, что эти дома на 90% были заложены в банках, кредитные обязательства по ним не были выполнены, а о компенсации проживающим там жильцам предпочли забыть.
При этом на волне начавшихся выселений в 1993 году Сейм Латвии принял закон о найме жилья, в котором предусматривалось правовое регулирование между жильцами денационализированных домов и домовладельцами.
По словам сопредседателя Латвийской ассоциации жильцов денационализированных и муниципальных домов и собственников квартир Натальи Ёлкиной, этим законом государство подстраховалось от массовых выселений и акций протеста.
Однако, судя по всему, сейчас правительство страны уже не волнуют эти люди, ведь в новом законопроекте вообще нет такой категории, как «жилец денационализированного дома».
Кроме этого, ликвидируются и бессрочные договора найма у жильцов. Тем самым, как считает Ёлкина, законодатели берут на себя ответственность за ликвидацию невыполненных обязательств государства.
«Людей просто обворовали, ведь их собственностью расплатились за так называемое восстановление "исторической справедливости", а сейчас власть просто хочет закрыть эту тему, и от комиссии Сейма на все наши обращения мы получаем одни лишь отписки. Даже юрист Андрис Грутупс, один из авторов закона о денационализации, перед смертью сказал, что это его большой грех. Что и понятно, ведь люди, проживавшие в таких домах, оказались вне правового поля. Они были лишены права приватизировать квартиру, а также не могли ни обменять ее, ни передать по наследству», — подчеркнула Ёлкина.
Также, по ее словам, правительство давно могло решить этот вопрос, ведь еще в 2006 году фракция «За права человека в единой Латвии» (ЗаПЧЕЛ) предлагала выделить 20 млн латов из госбюджета на компенсацию жильцам денационализированных домов, которая им полагалась по закону, но так и не была выплачена.
Правда, для принятия этого решения не хватило нескольких голосов, и оно было отклонено. Однако в том же 2006 году был принят в первом чтении компромиссный законопроект о выплате компенсаций жильцам денацдомов, который после избрания 9 Сейма был отвергнут новым составом депутатов.
«То есть в правительстве понимают, что компенсация положена, но когда доходит до выделения денег, все упирается в стену. Осенью 2018 года правительством Мариса Кучинскиса было подготовлено последнее распоряжение, что государство выделяет 3,5 млн евро для того, чтобы в 2019 году как-то решить эту проблему из госбюджета, но по дороге в Сейм деньги куда-то исчезли. То есть они были выделены, но их нет, и никто не может дать ответ, где они», — подчеркнула Ёлкина.
Кроме этого, по мнению правозащитницы, могли бы решить вопрос и домовладельцы, получившие в собственность дом и предоставившие жильцам другое жилье. Как отметила Ёлкина, хотя таких случаев и мало, но они были, правда, в последнее десятилетие все сошло на нет.
«Сейчас старые хозяева стали продавать дома новым владельцам, а они рассматривают это как бизнес и пытаются выкинуть жильцов. Если находят причину, например, закончившийся договор аренды или любой долг за квартиру, то выкидывают не глядя. В то же время на тех, у кого есть бессрочный договор найма и не к чему придраться, оказывается давление. Жильцам создаются невыносимые условия — под видом ремонта отключаются отопление, вода и коммуникации. То есть это явный концлагерь, создаваемый домовладельцами специально для того, чтобы жильцы бросали свои квартиры», — заявила она.
В свою очередь, бессрочные договора найма, согласно нынешнему законопроекту, должны быть ликвидированы, что автоматически означает выселение жильцов на улицу.