Интересный коммент на LA от непосредственно побывавшего:
Получилось не очень связано, записал просто разные наблюдения. Может еще вспомню и напишу. Ряд подробностей, касающихся непосредственно войны опустил. Почему - объяснять не буду. Такие...сирийские записки.
Начнем с прибытия. Если летишь из Москвы на Хмеймим, то вариантов несколько. Часть бортов пускают турки, часть летит через Иран и Ирак (видимо, тяжелые военники). Я летел напрямую с дозаправкой в Моздоке.
По прилету в Хмеймим вообще по первости ощущение, что попал на курорт. Пальмы, ветерок такой, птички южные — лепота. Особенно если прилетаешь под вечер. Внутри базы все организовано — мое почтение. Это настоящий форпост, все лучшее, что есть. Это без агитации. Учитывая трудность положения, организовано все здорово. Ну там мытье, еда, досуг, спорт и прочее. Это респект. Внутри базы есть трнаспорт гражданский с номерами Дамаска, Хамы. Офицеры говорят: " У нас тут нашего - не нашего нет, воюем вместе, так что общее". Техника ездит с нашими МОшными номерами, за пределами базы номера снимают. Дабы вообще на наших войсках не акцентироваться, этим и закончу.
Теперь о Сирии. Страна производит очень противоречивое впечатление: иногда рядом безумная красота и куча мусора. Хотя мне говорили местные, что у них так было не всегда, даже напротив — до войны была передовая система. Но она навернулась и вывоз через раз. Так что пока едешь, все мусор и мусор вдоль дорог и у домов. Дома часто бедные, но бывают очень приличные, настоящие такие особняки.
Народ в полях трудится, то тут то там ремонтируют дорожное полотно - народ работает.
Блокпосты местных попадаются регулярно. Как правило, наши колонны на них почти не тормозят, им сразу освобождают полосу. Вообще сложилось впечатление, что есть распоряжение не занимать дорогу у нас на пути. Местные всячески выражают симпатию. И бибикают и рукой машут, один чел на мопеде даже козырнул (я из люка вылез посмотреть, бо открыт был, за что потом схватил люлей, но оно того стоило). Дети из дома выбегают, чтобы рукой помахать. Один мальчонка выбежал, сделал воинское приветствие и провожал взглядом пока колонна вообще не скрылась. Думаю, это искренне. Впрочем, те, кто ходил в «курдские патрули» рассказывали, что... не так все сердечно. Но это можно в интернете посмотреть.
Некоторые местные граждане, которые стремятся к наживе сильно задирают цены (у Хмеймима они вообще сильно выше средних по Сирии) и т. д. Приведу пример: даешь местному 5 тысяч лир кинуть на телефон, кинет три, тысяча на комиссию и тысячу возьмет себе. Это раздражает, но сходит на нет если учесть разницу в курсе. Когда я был, курс шел шесть лир за рубль, сейчас меньше. Я покупал бутылку масла оливкового, вроде 2 или 3 доллара. Как я понял, продавец меня сильно обдурил, но мне лично показалось совсем недорого за литр качественного продукта. То есть это все фигня. Пакет кофе зернового — 600 лир. Копейки.
Бойцы по магазинам почти не ходят, ясное дело. Но сувениры через переводчиков базы из местных достать можно. Речь о разрешенных вещах.
Пример из практики: товарищ замполит попросил переводчика показать багажник. Я думаю, мол, ну не бомба же у него там — на КПП бы заметили бы и все. Потом дошло, что искал алкоголь. Видимо, бывали случаи.
Последний кстати представлен вполне приличным араком и пивом «Бейрут» (советую). Добавлю, что соки местного производства («Угарит») - офигенная тема и при случае захвачу домой.
Владение русским языком иногда поражает. Захожу в магазинчик, на ломанном арабском говорю «Я хотел купить это». Продавец: «Говори по-русски, брат». Продавцы уже научились, но не только они.
В школах активно учат русский язык. На Хмеймим иногда приезжают ансамбли местных школьников петь песни и выступать — заходит просто на ура. Школьники в целом говорят по-русски лучше среднего мигранта в Москве. Но это конечно отличники. Кстати, культурные сирийцы вообще повод покраснеть, бо подростки в 16 лет на 2-3 языках говорят свободно. С моим колхозным английским стыдно вдвойне.
Вообще, я думаю, сирийцев можно разделить на две группы: супер аккуратисты или раздолбаи. Это проявляется и в армии и в жизни. Пример: один раз дали охрану из местных: небритые, пузатые — очень такое себе. Второй раз ехал боец из РГ — такой вполне волк пустыни, непривычно молчаливый, автомат начищен, лицо выбрито, форма и экипа сидят как вторая кожа. Кратко сказал, что в армии четыре года и «поучаствовал». Охотно верю.
Это что касается лирики.
Теперь практика. Вечерами все вдоль дороги сидят у кальянов и блокпосты не исключение. Хотя дежурные всегда на трассе и ведут проверку. Учитывая дальность от фронта — простительно. Почти везде, где я был сирийцы несут внешнюю охрану объектов, внутри еще наша. Часто ходят совместно в патруль: два сирийца + наш. Ради этого случая надевают советские броники и каски ГДРовские. Очень такое себе, но раз надо — значит надо. Стандартная оружейка в нашей и не нашей казармах почти не отличаются. Только экипировка.
Из сирийской техники видел катера в Тартусе (поюзанные, но на ходу), вертолеты (как сказал один наш боец — на них летают последние сирийские асы) и тачанки и пару БТР. Я так понимаю, их используют посменно. Кстати, наши камазы видимо возят не только наших бойцов, но и арабов. Там внутри надписи на русском, есть много на арабском. Общение в целом достаточно дружелюбное, наши бойцы быстро переходят на арабский, сирийцы — на русский.
Очень волновал боевой дух сирийцев, бо тема известная. Довелось пообщаться с человеком «с передка». Он сказал, что на его памяти с позиций никто не сбегал, сирийцы с огромным уважением к его бойцам — всему хотят обучиться и пытаются подогнать экипу под нашу. Высший шик — получить нашу «цифру».
Кое в чем они кстати опытнее — один раз метров с 150 вычислили женщину- смертницу (по одежде на пару размеров больше, чем нужно) и предотвратили большие проблемы. То есть есть и у них чему поучиться. Остальные говорят нечто вроде «Сирийцы вообще обычные. Есть трусы, есть храбрые. У большинства плохая подготовка, неслаженность, отсюда паника но кадровые части в целом добротные, охотно учатся.» Приведу мнение командира части из города N:
“У нас стоят ополченцы. Они если стрельба, то «алга» и бегут. А там (показывает на другой конец города) — иранцы и хезболла. Это вообще другие люди в принципе. Они бойцы. »
Имеет место муштра местного контингента со стороны отечественных офицеров. Иногда, на мой взгляд, лишняя. Стоит с ними пообщаться по арабски, сразу совсем другие люд и вообще, многое понимаешь о их положении и жизни. Если наш боец в Сирии — профи,то тут может быть какой-нибудь колхозник у которого два месяца учебки, дома бедная семья, которую пять лет уже видит урывками. Очень такое себе, в общем.
Про беспилотники. Это уже из общения с жителями Джаблы. Огонь ПВО регулярно. Дроны заходят с моря, где их гасят. Кстати, читал в БМПД репортаж, где фигурировали прожектора на Хмеймиме. В комментах посмеялись, а они там реально есть. Практическую пользу пусть командиры оценивают.
Резюмируя, замечу ключевые вещи.
1 — Сейчас в Сирии куда легче, чем было. Это в общем все признают. Если ты на наших базах, то вроде будто бы и войны нет.
2 — среди местных есть конечно сторонники разных идей, в том числе местные либерахи в стиле «ОЙ ЛУЧШЕ БЫ С США ДРУЖИЛИ». Не боевики, но дебилы. Однако вот сколько я общался, что Асад, что Россия очень популярны. Так что может быть в перспективе страна, где русских будут как в Сербии встречать. Отчасти приветливость конечно вынужденная, может показная, но часто очень искренняя, когда бедные люди хотят подарить что-нибудь на память и ничего не хотят брать взамен.
3- Условия службы лучшие, какие только могут быть. Дальше только американщина с игровыми приставками и комиксами в казармах. Это лишнее, имхо. Конечно много вещей, которые и страшные и жуткие, так что думать, что там курорт тоже не стоит.