Польша решила обхитрить Россию: она купит газ у США и продаст Украине
// lenta.ru
На европейском газовом рынке грядут большие перемены, которые ударят по России. Польша, известная антироссийскими настроениями, готовится стать главным газовым хабом Восточной Европы. В Варшаве разработали наполеоновский план по отказу от российского газа и замене его американским. Варшава уже уведомила Москву, что отказывается от газа из России с 2022 года. Более того, в Польше собираются досыта «накормить» американским газом Украину и Прибалтику, которая как раз ищет альтернативных поставщиков. Но объемы спроса на газ значительно превышают возможности Польши, что может свидетельствовать о блефе со стороны Варшавы в попытке надавить на Москву. Польская многоходовочка — в материале «Ленты.ру».
На замену
Польша, которая является старейшим потребителем российского газа, уже не первый год ищет способ избавиться от этого статуса. Первые попытки предпринимались еще в 2015 году — тогда в страну прибыл первый танкер из Катара. А спустя два года польская нефтегазовая госкомпания PGNiG заключила с ближневосточным государством долгосрочный контракт на ежегодную закупку 2 миллионов тонн (2,7 миллиарда кубометров) СПГ начиная с 2022 года. Однако для Польши, где общее потребление газа оценивается примерно в 19 миллиардов кубометров в год, ближневосточные поставки — капля в море.
Главные надежды Варшава возлагает на США. Пробная партия американского СПГ была закуплена летом 2017 года, а уже осенью 2018-го PGNiG взялась за дело всерьез. По уже подписанным контрактам Польша в течение 24 лет будет закупать у американской Cheniere сначала около 0,52 миллиона тонн сжиженного газа в год (до 2022 года), а после — по 1,45 миллиона тонн, а также 2 миллиона тонн в год у Venture Global LNG в течение 20 лет. В совокупности после регазификации это обеспечит около 4,7 миллиарда кубометров газа. При этом в Варшаве уверяют, что СПГ из США на 20-30 процентов дешевле, чем трубопроводный газ «Газпрома».
По дешевке
По словам зампреда правления PGNiG Мачея Вожняка, цена российского газа для разных стран существенно отличается. «Газпром» предлагает «совершенно другие цены» на рынке Западной Европы, где вынужден конкурировать с другими поставщиками, и там «цены российского газа являются фактически рыночными», утверждает он. Варшава планирует полностью отказаться от поставок из России после завершения контракта с «Газпромом» в 2022 году и последовательно снижает закупки уже сейчас. Так, в 2018 году страна закупила 9,8 миллиарда кубометров (падение на 6,4 процента по сравнению с 2017 годом), в первом полугодии 2019 года — 4,3 миллиарда кубометров (снижение на 28 процентов).
При этом, по расчетам российских аналитиков, СПГ из США обойдется примерно на 25 процентов дороже российского газа. Заявления о дешевизне американского СПГ по сравнению с российской продукцией базируются на том, что это цена при загрузке СПГ с завода на метановоз, уверены эксперты. По сути, Варшава говорит о сумме, которую она будет платить непосредственно предприятию, производящему СПГ, но не учитывает транспортные расходы, налоги, затраты на газификацию и доставку газа потребителям внутри Европы.
По оценке Vygon Consulting, минимальная цена американского СПГ в 2023 году с учетом затрат на доставку и регазификацию в Польше будет составлять около 320 долларов за тысячу кубометров. В расчетах с российским отраслевым консультантом сходится и международное рейтинговое агентство Fitch. Что касается стоимости российского газа, то ценовые формулы «Газпрома» — одна из его главных коммерческих тайн. Однако, по расчетам той же Vygon Сonsulting, цена российского газа по текущему контракту с PGNiG и с корректировкой на уровень цен европейских хабов к 2023 году составляла бы около 255 долларов за тысячу кубометров.
Неочевидный козырь
Компенсировать потерю российского топлива, помимо американского СПГ, полякам должен также трубопровод Baltic Pipe, по которому в страну должно прийти до 10 миллиардов кубометров норвежского газа. Однако и здесь есть нюансы. Во-первых, строительство самой трубы, по предварительным оценкам, обойдется в 2,5-3 миллиарда долларов. Во-вторых, средняя стоимость поставок норвежского газа в Европу выше газпромовской цены для Польши — в 2017 году разница составляла около 20 долларов за тысячу кубометров. Сократится ли этот разрыв к 2023 году или, наоборот, вырастет на фоне предполагаемого снижения добычи в Норвегии, сейчас оценить сложно.
К тому же пока неясно, будет ли Baltic Pipe готов к эксплуатации ко времени окончания контракта с «Газпромом»: его строительство должно начаться в 2020 году и продлится два года. Кроме того, где-то на дне Балтийского моря он должен будет пересечься с «Северным потоком-2», по которому российский газ будет идти в Германию и который должен быть введен в эксплуатацию до конца 2019 года. По словам экспертов, это технический вопрос, но об этом необходимо договориться с «Газпромом». Вполне возможно, что российская компания попытается затянуть этот процесс, ведь Польша в свою очередь хотела помешать строительству «Северного потока-2».
Замахнулись
План Польши по преодолению газовой зависимости от России далеко не безупречен. Если что-то пойдет не так, то Варшаве, чтобы закрыть свои потребности, необходимо будет увеличивать закупки СПГ и расширять терминалы по приемке и регазификации, что потребует дополнительных инвестиций. Впрочем, прорехи в энергетической стратегии, кажется, поляков не смущают и не усмиряют их амбиций. Помимо независимости, Польша теперь стремится стать крупнейшим региональным газовым хабом.
На встрече в Варшаве 31 августа полпред правительства Польши по стратегической инфраструктуре Петр Наимский, министр энергетики США Рик Перри и секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Данилюк подписали соглашение о сотрудничестве «с целью укрепления региональной безопасности поставок природного газа». Перри назвал это событие «необычайной победой энергетической, экономической и национальной безопасности трех стран». По его словам, США помогают Польше снизить зависимость от российских газовых поставок и поддерживают ее стремление стать центром для экспорта газа соседям.
На пресс-конференции Наимский объявил, что Польша будет готова поставлять газ на Украину. Способствовать этому должен газопровод Baltic Pipe, а также расширение газового порта в польском Свиноуйсьце. По прогнозам Наимского, через два года мощность газового порта в Свиноуйсьце будет увеличена на 50 процентов — до 7,5 миллиарда кубометров, а Baltic Pipe позволит поставлять до 10 миллиардов кубометров газа в год. Таким образом, Польша будет продавать Украине закупаемый у США регазифицированный СПГ.
Украинская смекалка
Ожидается, что первый танкер из США прибудет на терминал в польский Свиноуйсьце в ноябре текущего года. После этого СПГ будет регазифицирован и передан Украине через пункт в Германовицах. В отличие от Польши и США, экономический смысл всей этой затеи для Украины наименее очевиден. Здесь значение имеет в первую очередь политическая сторона вопроса — Киев показывает свою якобы независимость от Москвы. Хотя Украина официально прекратила закупки газа в России еще в 2015 году, на деле она продолжает покупать газ российского происхождения, выдавая его за европейский.
Вполне возможно, что и сейчас Киев пойдет на хитрость. Если через Украину идут поставки российского газа, его можно выбирать и выдавать за поставленный из Польши американский. Но тут нужно учитывать тот факт, что газопровод в Германовицах, который решили строить еще в 2016 году, с украинской стороны так и не достроен, о чем в июне сообщали поляки. В этой связи стремление украинцев во что бы то ни стало сохранить транзит российского газа европейским потребителям абсолютно логично. Новый премьер-министр страны Алексей Гончарук ранее заявлял, что подготовка к переговорам с Россией по транзиту станет одной из приоритетных задач нового украинского правительства.
И нашим, и вашим
Польша тоже ведет двойную игру. Даже если терминал по приему СПГ в Свиноуйсьце расширится до 7,5 миллиарда кубометров в год, а Baltic Pipe обеспечит поставки объемом более восьми миллиардов кубометров, это лишь закрывает собственные потребности Польши в газе. Поставки на Украину заставляют ее искать дополнительного поставщика, но им может выступить только Россия. Кроме того, по заявлению PGNiG, одной лишь Украиной поляки ограничиваться не намерены и собираются наладить поставки газа в другие страны.
Варшава вполне имеет шансы стать региональным газовым хабом и вести дела с государствами Прибалтики и Восточной Европы с их традиционно сложными отношениями с «Газпромом». В Vygon Сonsulting полагают, что, скорее всего, Польша будет стремиться покрыть свои потребности в газе за счет относительно дешевого сырья из России и Норвегии, а торговать с особо не имеющими альтернатив соседями дорогим американским СПГ. Хотя глава PGNiG Петр Возняк в очередной раз 4 сентября подтвердил намерение не заключать контракт с «Газпромом» после 2022 года, отказываться от российского газа Польше совершенно не выгодно.