Fakir> "Белая идея переползла через линию фронта и была подхвачена красными" © Шульгин
Fakir> Как ты предпочтёшь трактовать этот факт? Как Шульгин
Шульгин это в первую очередь человек, оценкам которого нельзя верить. Человек среднего ума (в буквальном смысле слова), импульсивный и непостоянный, политическая позиция которого менялась семь раз на неделю и так до конца, похоже, и не была сформирована. Хотя под конец революцию он всё же отверг. Так что его явно эмоциональная оценка это даже не "сведения", а просто пустозвонство. Тем более, что есть и
другие оценки:
Действительно смешно, когда люди, считают число порядка 800 имевших дело с большевиками генералов и ок. 2 тыс. полковников и подполковников (значительная часть которых бежала к белым или была расстреляна «за вредительство» самими большевиками), «очень большим», не зная, что генералов-то к 1917 было более 3,5 тыс, а полковников-подполковников – более 15 тыс. По второму вопросу я тоже несколько увлекся цифрами, как мне представлялось, вполне любопытными.
Ну, абсолютное большинство из доставшихся большевикам офицеров было выгнано из армии сразу по окончании войны и в ходе реформы 1925 г. А вот с середины 20-х они (б-ки) стали чрезвычайно озабочены минимизацией в своем комсоставе процента «бывших» (а также «социально неблизких») и стали эти данные тщательно отслеживать. Вот на 1926 г. обнаружили они у себя 192 б.генерала (из них, правда лишь половина была на должностях соотв. уровня, а часть даже на должностях младших офицеров) и 867 б.полковников-подполковников, а всего 11 709 б.офицеров и воен.чиновников, т.е. 23,9% всего к/с, а на 1927 г. – 154, 692, 8952 и 21,3% соответственно. Но в это время «бывшие» еще составляли более 76% высшего и 58-59% старшего к/с.
Это, понятное дело, было сочтено крайне неудовлетворительным, и в конце 20-х (параллельно с кампанией по гноблению гражданских «бывших») б-ки (в т.ч. делом «Весны» и сопутствующими) размахнулись так, что одержали триумфальную победу, в результате которой в высшем и «высшем старшем» начсоставе РККА - от уровня командиров полков и выше - на 2360 чел. осталось б.офицеров (в абс. большинстве не кадровых, а производства ПМВ) только 494 (20,9%), а 60% к/с не имели общего среднего образования (о подводящем итог кампании выпущенном к лету 1931 г., секретном тогда справочнике я подробно писал в ЖЖ лет пять назад). Дальше лишь подчищали остатки: к 1937 г. во всей РККА б.офицеров (при том, что до 90% этих людей не было к концу 30-х и 50 лет) оставалось всего 3952 (2,4% начсостава), к 1938 – 2383 (1,4%), к началу 1939 – 2168 (1%).
Так что ни разу не половина в любом случае.
О том же, как и почему шли к большевикам офицеры,
есть неплохая статья.
Но ирония судьбы здесь даже не в этом, а в том, что большевики бывших царских офицеров в конечном итоге предали и избавились от них, так же как и от своих бывших союзников - крестьян. Правда, с последними пришлось повозиться побольше. Но так или иначе, в мире, который строили большевики, места не было ни тем, ни другим.
Fakir> Слова же и идеи о разрыве преемственности крайне характерны для начала ХХ века
Слова боегмных пустозвонов и язык дипломатов это не одно и то же. Речь шла об отказе о легальной и исторической преемственности на государственном уровне. То, что потом элементы этой преемственности ситуативно вернули во время войны, ровным счётом ничего не значит. Пригретую было Сталиным церковь, например, потом вовсю громил Хрущёв.
Fakir> все они никто и звать никак.
Fakir> "Никого не ругают в провинции больше кадетов, будто хуже нет ничего на свете кадета." © Пришвин
Зато потом как любили большевиков...