
Стороны, естественно, не договорятся, и ближе к рождественским праздникам европейские чиновники приедут нагибать дружественную Украину, потому как в вопросах энергетической безопасности Берлин и Брюссель могут проявлять жесткость, что показали украинско-российские газовые кризисы 2006-го и 2009 годов. Именно в эти годы были заключены крайне невыгодные для Украины газовые контракты, которые разрушали существовавшую льготную систему по обеспечению Украины газом. Газ покупался по сходной цене, а значительный его объем засчитывался как плата за транзит.
И Украина прогнется. Альтернативы российскому газу в 2020 году не будет – инфраструктура по отправке и приемке американского сжиженного газа будет готова не раньше, чем через два-три года. Заявление Польши о вероятном непродлении газового контракта с Газпромом в 2022 году – яркое тому подтверждение. Польский порт Свиноуйсьце – одна из основных точек входа американского СПГ на европейский рынок.
Теоретически из Польши через систему интерконнектеров американский газ может идти и на Украину. Но снова-таки случится это не раньше, чем через три года.
Заявление Владимира Зеленского на встрече с Ангелой Меркель о том, что позиции Киева и Берлина по вопросу «Северного потока» диаметрально противоположны – это выдох в пустоту. Мнение украинского президента на этот счет никого не интересует. Не интересует оно даже руководство «Нафтогаза Украины», которое озабочено собственным выживанием и поиском места под солнцем в условиях, когда украинская ГТС превратится из прибыльного в дотационный объект. Как иначе можно воспринимать предложение исполнительного директора «Нафтогаза» Юрия Витренко заменить транзитный контракт своп-операциями? Иными словами, принимать российский газ по фиксированной цене на российско-украинской границе и передавать его на определенных условиях на границы Украины с европейскими странами.
Согласование своп-операций на десятки миллиардов кубометров газа – та еще работа. Из схемы исключается «Укртрансгаз», как участник операции, и сохраняется надстройка «Нафтогаза», с которой кормятся его менеджеры, такие как Андрей Коболев и Юрий Витренко. Реформа «Нафтогаза Украины», согласно которой произойдет выделение транспортной, добывающей и сбытовой составляющих в отдельные структуры с перспективой приватизации, будет сорвана. «Укртрансгаз» уже заявил о дефиците средств для закупки технологического газа, необходимого для его работы.
На самом деле, газовый вопрос решается не в Москве или в Киеве, а в Вашингтоне и Брюсселе, а в максимальном приближении – в самой Европе, где ключевым интересантам завершения «Северного потока – 2» – Германии, Австрии и Франции – противостоят страны-сателлиты США, такие как Польша и Дания.
Судьба этой схватки за влияние внутри Евросоюза определит очень многое, в том числе и в украинском кризисе. И пока идет эта схватка, Украине предстоит длинная-длинная зима.
Действующие контракты на поставку и транзит российского газа через Украину истекают в конце 2019 года. Пока определенности относительно их будущего нет, как нет и даты следующего раунда переговоров на эту тему.
В конце июня глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что компания не получала от Украины официальных предложений по заключению альтернативных контрактов.
Он также отметил, что "поезд Киева ушел", так как европейское законодательство не позволяет "Нафтогазу" подписать новое соглашение до истечения предыдущего.
Тем не менее Москва готова продлить действующие договоренности в случае их целесообразности, подчеркнул Миллер.
Отвечая на вопрос об истечении сроков действующего контракта по транзиту, глава корпорации пошутил, что 1 января будет Новый год, а значит, "будет весело".
Эта подготовка в настоящее время оказалась под угрозой, в частности, из-за ошеломляющего падения собственной добычи газа", - написал он в Facebook. В июне 2019 года добыча газа на Украине сократилась на 9,2% по сравнению с декабрем прошлого года, а первые дни июля показывают "еще более угрожающие тенденции", подчеркнул он.
Витренко заявил, что прекращение транзита вероятно не только в первом квартале 2020 года, как заявлялось представителями "Нафтогаза" ранее, но и в дальнейшем. "Нам нужно готовиться к полному прекращению транзита", - заявил представитель компании. Витренко добавил, что "Нафтогазу" необходимо сохранить возможность "получить справедливую компенсацию за потерю транзита через Стокгольмский арбитраж", над чем в настоящее время работает компания.
"Поэтому нам и нужна помощь наших международных партнеров, в частности привлечение Европейской комиссии к переговорам по транзиту", - продолжил он. Витренко считает, что проблема дальнейшего транзита газа не может быть решена на двустороннем уровне между "Нафтогазом" и "Газпромом", поэтому необходимо обязательное участие Еврокомиссии в переговорах.
"А если транзита не будет? Вы понимаете, что тогда не будет реверса. Ведь реверс, он же виртуальный. Наш газ, который идет в Западную Европу, - газовая труба с советских времен, как устроена? От транзитной газовой трубы идут ответвления на всю Украину. Это абсолютно известные для профессионалов вещи, публика только может это не понимает", - напомнил Путин.
"Но это чушь, это бред, это обман. Никакого реверса реального нет! Это же невозможно, утром пускать газ по трубе транзитом в Европу, а по ночам переворачивать в реверсный режим. Это технологически невозможно просто. Идет газ в Европу, ответвления от транзитных газовых труб идет на всю территорию Украины. Газ берется в обычном режиме. Потом по бумагам пишется, что это реверс", - сказал он.
По словам президента, если не будет транзита, то не будет и газоснабжения Украины.
"Это очень серьезный вопрос! Они валяют дурака. Занимаются какими-то политическими дрязгами вместо того чтобы подумать о рядовом гражданине Украины, который живет текущими заботами и вынужден платить непомерную цену за все эти политические фокусы", - отметил Путин.