SashaBad>> На момент инцидента, участвовавшие в нём стороны должны были действовать либо в рамках договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, либо руководствоваться Конвенцией ООН по морскому праву.
tuger> То есть они должны были либо согласно договора запросить добро на проход у Керчи, либо согласно морскому праву запросить добро на проход у Керчи, и в обоих случаях следовать указаниям погранцов, ежели такие последуют.
Проход КЕК регламентирован, и осуществляется под управлением службы управления движением судов (СУДС) морского порта Керчь.
Требование, информировать о подходе судна к приемным буям, за 48 часов до подхода, повторно за 24 часа и окончательно уточнить за четыре часа до подхода, украинские корабли не выполнили.
Поэтому попадают под пункт 41, приказа МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 21 октября 2015 г. N 313
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В МОРСКОМ ПОРТУ КЕРЧЬ
В случае отсутствия информации о подходе или ее задержки запрашивается СУДС, которая руководствуясь фактической обстановкой в КЕК выдает рекомендации и разрешение на вход.
Насколько мне известно, попытки самостоятельного, несанкционированного прохода по КЕК украинские корабли не предпринимали. Запросили проход и выполнили указание диспетчера, ожидать решение в районе якорной стоянки № 471 к югу от Керченского пролива, где и находились в период с 10:35 по 18:30 (8 часов!!!)
Но до зоны действия СУДС нужно было ещё добраться!
В рамках договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива нужно руководствоваться -
Статья 1
Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Российской Федерации и Украины.
Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между Сторонами.
Статья 2
1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства.
и Статья 4
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и применением настоящего Договора, разрешаются путем консультаций и переговоров, а также другими мирными средствами по выбору Сторон.
С момента подписания договора многое изменилось но, насколько я знаю, никаких консультаций и переговоров, с целью изменения положений договора, не проводилось.
То есть, на момент инцидента, обе стороны признавали Керченский пролив внутренними водами Российской Федерации и Украины, где торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются свободой судоходства. Споры должны решаться путем консультаций и переговоров, а также другими мирными средствами.
Если же руководствоваться Конвенцией ООН по морскому праву, то опять же
Статья 25
Прибрежное государство может принимать в своем территориальном море меры, необходимые для недопущения прохода, не являющегося мирным, и временно приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия.
НО!!
Такое приостановление вступает в силу только после должного его опубликования.
На утро 25 декабря 2018 года такого запрета не было. Как и доказательства что проход украинских кораблей не являлся мирным.
А вот нарушение со стороны прибрежного государства статей 24 (обязанности прибрежного государства), 25 (права защиты прибрежного государства) и 32 (иммунитет военных кораблей) были.
По пункту 25 написал выше.
Пункт 24b - Прибрежное государство не должно... допускать дискриминацию ни по форме, ни по существу в отношении судов любого государства.
Суда других государств не получали запрет на проход Керченским проливом, 26 декабря. Соответственно запрет на проход украинских кораблей - дискриминация.
Пункт 32 - За исключением случаев, предусмотренных в подразделе A и в статьях 30 и 31, ничто в настоящей Конвенции не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях.
В подразделе А перечислены правила применяемые ко всем судам. Никаких оснований полагать что данный проход считается нарушающим мир, из предложенного списка, нет.
Единственный пункт, который можно притянуть - d) любой акт пропаганды, имеющий целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства; - и то, именно в скрытном переходе обвиняют украинских моряков. Какая уж тут пропаганда - при скрытном движении.
Статья 30 даёт право прибрежному государству потребовать от военного корабля, немедленно покинуть территориальное море, если он не соблюдает законов и правил, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении.
Данное право Российской Федерацией было использовано.
Статья 31 оговаривает, что за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, ответственность несёт государство флага, а не корабль.
Ну и наконец
Статья 279
Государства-участники урегулируют любой спор между собой, касающийся толкования или применения настоящей Конвенции, мирными средствами в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Устава Организации Объединенных Наций и с этой целью стремятся к урегулированию средствами, указанными в пункте 1 статьи 33 Устава
Выходит почти то же что и в предыдущем варианте:
- прибрежное государство нарушило обязанность обеспечить мирный проход не допуская дискриминации в отношении судов любого государства;
- не подтверждено что корабли осуществлявшие мирный проход допустили нарушения правил мирного прохода;
- нарушен иммунитет военных кораблей, за действия которых, и за любой ущерб или убытки в результате их действий, ответственность несёт государство флага;
- любой спор между собой, касающийся толкования или применения настоящей Конвенции, государства должны урегулировать мирными средствами.
Итог - стрелять и захватывать корабли выполняющие требование покинуть территориальные воды, нельзя было.
Именно этот факт, перевёл вялотекущий территориальный спор, в вопиющее нарушение Конвенции по морскому праву.