Реклама Google — средство выживания форумов :)
"Будем и дальше бороться за единую поместную Украинскую православную церковь, независимую ни от Москвы, ни от Константинополя", - сказал Филарет.
Иерарх заявил, что есть священнослужители и чиновники, которые предают церковь, в то время как сам Филарет борется за ее независимость.
Почетный патриарх Филарет заявил, что сейчас идет борьба за независимость Украинской церкви, отметив, что есть священнослужители и чиновники, которые содействуют ее зависимости. Об этом во вторник, 14 мая, он сказал на праздничном богослужении в день памяти священномученика Макария, сообщается на странице Патриарх Филарет в Facebook.
"Сейчас идет борьба … внутри самого Православия. … Борьба идет за то, быть в независимом государстве Украинской церкви или не быть. И в этой борьбе одни отстаивают независимость Украинской церкви и независимость государства, а другие предают так же, как предавали и тогда. Причем не только священнослужители, но и государство. Не все государство, но многие чиновники, не понимая того, что происходит, или, наоборот, понимая, помогают, чтобы в Украине не было независимой Церкви, а чтобы была зависима от одного центра или от другого", - сказал патриарх Филарет. Он заявил, что будет продолжать бороться за независимость церкви.
Патриарх Филарет обвинил Петра Порошенко в обмане.
Говорит, что тот пообещал, что в случае получения томоса митрополит Епифаний будет Предстоятелем, отвечающим за внешнее представительство церкви. Но на самом деле руководить церковью останется Патриарх Филарет, отвечающий за внутреннюю церковную жизнь.
"Предстоятель ничего не делает внутри церкви без согласия патриарха. Патриарх председательствует на заседаниях священного синода и на соборах УПЦ ради сохранения единства, ее роста и убеждения", – уточнил Филарет договоренности с президентом и добавил, что этого не произошло.
Филарет также отметил, что, по сути, в церкви произошло разделение и двоевластие, которое приведет к печальным последствиям.
Эти договоренности между властью и церковью нигде не задокументированы. Но религиовед Руслан Халиков допускает, что они были.
"Я думаю, что договоренности какие-то были. Не столько с Епифанием, сколько с Петром Порошенко. И понятно, что такие вещи никто записывать не будет.
Безостановочный ход колеса зрадоперемоги вокруг томоса pic.twitter.com/kHCD7RLArb
— Армен Гаспарян (@A_Gasparyan) May 16, 2019
Семнадцатого мая митрополит киевский Онуфрий посетил предстоятеля Иерусалимской церкви. Принимая высокого гостя, патриарх Феофил III отметил: «Православная церковь всегда находится в состоянии испытаний и претерпевает гонения от мира. Сейчас и Украинская православная церковь проходит особый период в своей истории. В Иерусалимской православной церкви всегда молятся у православных святынь Святой Земли, чтобы господь хранил эту церковь и ее верных в Украине».
Таким образом, древнейший патриархат Вселенского православия молился о сохранении той церковной структуры, которая, по мнению Экуменического патриархата (т.н. Константинопольского)… не существует! Ведь по уставу «Святейшей церкви Украины» («СЦУ»), выписанном в Стамбуле, членами этой подчиняющейся Фанару «СЦУ» являются «все православные христиане Украины независимо от их национальности». То есть, места для УПЦ (МП) на Украине, согласно распоряжениям Варфоломея, нет.
Но поддержка неотъемлемой части РПЦ на Украине — не единственный демарш, совершённый на прошедшей неделе Иерусалимским патриархом по отношению к «первому по чести» Варфоломею. А ведь почти год грек Илия Яннопулос (патриарх Феофил), занявший Иерусалимскую кафедру при деятельном (мягко говоря) продвижении Фанаром, пытался отмалчиваться или отделываться весьма обтекаемыми формулировками в отношении вторжения Экуменического патриархата на каноническую территорию Московского патриархат.
Впрочем, умным (и даже не совсем) и этого хватало. Ровно год назад перманентно восторженный спикер Парубий покинул резиденцию патриарха непривычно грустным. Владыка Феофил пояснил просителю: «Политики рассматривают вопрос в своей плоскости, духовные лидеры полагаются на мудрость и вдохновение духа божьего». Это мудрствование, конечно, разительно контрастировало с весьма недвусмысленным рецептом от того же патриарха образца 2017 г.: «Наилучший способ решения церковного раскола на Украине — это восстановление единства украинского православия с Московским патриархатом». Однако и действия Феофила III в 2018 году, зная его «фанарский бэкграунд», однозначно воспринимались как отказ в поддержке авантюры своего благодетеля Варфоломея.
Ровно через месяц, не солоно хлебавши, был выпровожен из Иерусалимской патриархии и фантастический Климкин. Чтобы больше не доставали, его святейшеству пришлось в сентябре более доходчиво растолковать, что он имел в виду, просвещая весной униата Парубия: «Мы молимся за нашего собрата блаженнейшего митрополита Онуфрия и многострадальный народ Украины. Глобализация имеет своей главной целью прежде всего разрушение Православной Церкви. Щупальца глобализации пытаются проникнуть и в церковное тело, чтобы его разрушить. Это происходит по всему миру, в том числе и в Украине. Вмешательство политиков в дела Церкви, представителей одной церкви в дела другой под влиянием политиков — это признаки такого процесса».
Поэтому Порошенко решился напроситься на аудиенцию к патриарху лишь после получения «томоса», будучи вдохновлённым заверениями экзархов Стамбула о том, что «СЦУ» вот-вот признают, и первыми — церкви греческой традиции. Однако принят на Святой земле не был. Официально — по причине болезни патриарха. Хотя на следующий день владыка Феофил принял куда менее статусную делегацию паломников УПЦ (МП), а через неделю вручил церковную награду открытому и последовательному критику автофекального недержания Порошенко нардепу Новинскому.
Порошенко пришлось довольствоваться телефонным разговором, во время которого «патриарх Иерусалимский заверил, что будет молиться за мир и процветание Украины, а также за объединение украинских православных». Правда, пресс-служба Порошенко сообщает, что «было отмечено исключительную историческую важность создания канонической поместной православной церкви в Украине, что соответствует вековечным устремлениям украинского народа». Но судя по тупейшим штампам о «вікових устремліннях», отмечено это было отнюдь не «патриархом Тэофилом».
С тех пор всё застыло в ожидании развязки интриги: будет ли «СЦУ» допущена к службе на схождение Благодатного огня? Не допустили. «Мы в курсе украинских церковных проблем и вопросов, и заверяем: сослужить [представители „СЦУ"] не могут, такова позиция патриарха», — пояснил накануне представитель патриархии.
В тот же день предстоятель Иерусалимской церкви, приняв делегацию УПЦ (МП), передал «заверения в братской любви блаженнейшему митрополиту Онуфрию, епископату, духовенству и всем верующим УПЦ». Напомнив, что «признак настоящей церкви — это страдание», владыка обнадёжил гостей: «За Голгофой всегда следует Воскресение».
Но за неделю до этого Фонд стратегической культуры сообщал, что иерусалимский патриарх принял участие во встрече предстоятелей четырёх «греческих церквей». На ней, по сути, были поставлены под сомнения все деяния Варфоломея, совершённые в связи с предоставлением Украине «томоса». В том числе, наделение себя полномочиями «восточного папы.
Позицию о недопустимости папизма в православии подтвердил патриарх Феофил и на днях. Более того — он справедливо поставил под сомнение «статус матери-церкви», которым самоуправно наделил себя экуменический патриархат по отношению к более молодым церквам. Хотя «единственно церковь Иерусалимская глаголется всем церквам матерью», напоминал ещё в XVI веке русский патриарх Никон. И уж тем более для Киевской митрополии.
После того, как местная иерархия Константинопольского патриархата дружно предала православие и ринулась в Брестскую унию, именно Иерусалимский патриарх Феофан, останавливаясь в Киеве в 1617-1618 и 1620 годах во время своего путешествия в Москву и обратно, восстановил православный епископат.
Так вот, принимая 16 мая делегацию российского императорского православного палестинского общества во главе с Сергеем Степашиным, патриарх Феофил заявил: «Иерусалимская церковь как матерь всех церквей является гарантом единства православия». Что же касается «трудных времен в отношениях между Иерусалимской и Русской Церквями» (когда зависимость патр. Феофила от Варфоломея проявлялась наиболее отчётливо), то они, как заверил патриарх, лишь «испытывали наши отношения». Из этого «нужно извлечь уроки, чтобы работать над укреплением православного единства».
Украинский раскольник Филарет Денисенко заявил, что "поместный собор" отменил решение о ликвидации возглавляемой им неканонической церковной структуры и юридически утвердил его существование.
Ранее Филарет заявил, "новая церковь" Украины, образованная в декабре 2018 года в результате слияния неканонических структур, разделилась. По его словам, это произошло из-за крайне редкого общения с ее главой Епифанием Думенко, который нарушил договоренности, достигнутые в рамках так называемого "объединительного собора". При этом Филарет считает, что Епифаний не является независимым предстоятелем. Он также заявил, что возглавляемая им неканоническая структура, на базе которой была создана "новая церковь" Украины, до сих пор существует. Сам Епифаний заявил, что в "новой церкви" нет раскола.
"Первое, отменили ликвидацию Киевского патриархата и наоборот утвердили существование Киевского патриархата и существование Киевской патриархии как юридического лица, которое должно владеть имуществом и монастырями, и учебными учреждениями, которыми она владела до этого дня", - заявил Филарет в четверг на пресс-конференции.
По его словам, "поместный собор" в четверг "отменил решение так называемого поместного собора, который был 15 декабря 2018 года". Филарет отметил, что в прошлом году был "не поместный собор, это было собрание подписей за ликвидацию Киевского патриархата".
Как следует из постановления "собора", фото которого опубликовало интернет-издание "Апостроф", на собрании постановили, что "томос об автокефалии" "новой церкви" не соответствует статусу автокефальных церквей, а потому ставит ее в зависимость от Константинополя.
Президент Украины Владимир Зеленский не стал подписывать совместное заявление с патриархом Варфоломеем, которое было подготовлено в Константинопольской патриархии к его приезду. Об этом сообщает «Интерфакс», ссылаясь на "BBC News Украина".
Издание отмечает, что перед встречей президента с патриархом, прошедшей в четверг в Стамбуле, между представителями Константинополя и администрацией Зеленского возникли недоразумения. Так, сначала планировалось, что патриарх и президент подпишут совместное заявление, что подтверждали источники ВВС News как в Киеве, так и в Стамбуле. Однако в последний момент стороны не поняли друг друга, и, как утверждают собеседники издания, в команде президента отказались подписывать документ, который готовили в Константинополе в сотрудничестве с МИД Украины.
По словам собеседников агентства, заявление в основном касалось экологической тематики и не содержало политических провокационных формулировок.
27 июля решением Синода новой, «автокефальной» Православной Церкви Украины (ПЦУ) в ее структуре был создан румынский викариат. Официальная мотивация — необходимость удовлетворить «пастырские потребности румыноязычных православных общин в Украине». Викариат будет являться особой административной структурой с правами самоуправления в составе религиозного объединения ПЦУ.
Викариат в Румынии и сейчас существует как комплекс административных церковных единиц (церквей-приходов), которые в значительной мере зависят от румынских епископов, на канонической территории которых приходы расположены (73-я статья Устава Румынской Церкви). То есть они управляемы — любое несанкционированное движение может быть купировано не только патриархом, но и соответствующим епископом. В украинском же варианте «румынский викариат является «особой административной структурой с правами самоуправления», причем «права самоуправления и устройство Православного румынского викариата УПЦ (ПЦУ) закрепляются в Уставе Управление Православного румынского викариата УПЦ (ПЦУ), который должен быть выработан совместно с представителями религиозных организаций, желающих войти в состав Викариата, в братском сотрудничестве с Румынской Православной Церковью в соответствии с высказанной ранее ее Священным Синодом позиции».
Разница ощутимая… Фактически румынский патриарх Даниил и Синод его Церкви получает цельную зону влияния на территории ПЦУ которая задумывалась и провозглашалась ка автокефальная, поместная и соборная. И эта «зона» расположена будет в Южной Бессарабии, Буковине и Тяческом районе Закарпатья: то есть, на границе с Румынией. С политической точки зрения это полноценная церковная ирредента: территория проживания части этноса, составляющего меньшинство населения в пределах данного государства, но компактно проживающую в непосредственной близости к государству, в котором близкий или идентичный ей народ составляет большинство. То есть, и от этого никуда не деться, перспективная территория сепаратистских настроений.
Вопрос:
Зачем «автокефальная» Церковь Украины сознательно ослабляет свою «соборность», допуская на свою, вроде бы каноническую территорию, автономную структуру, явно подконтрольную другой Церкви?
Вырисовывается один ответ: это «жест отчаяния».
Прошло уже более семи месяцев с момента провозглашения (предоставления автокефалии) Православной Церкви Украины (6 января), но до настоящего времени ни одна из автокефальных церквей (кроме Константинопольского Патриархата) ее не признала. А ведь внешние связи являются эксклюзивной «зоной ответственности» ее предстоятеля, митрополита Епифания.
Попытка Епифания «соблазнить» греков, путем создания Ольвийской епископии (с поручением духовного окормления именно грекоязычной паствы ПЦУ) и рукоположения в епископы клирика и проповедника Димитриадской митрополии Элладской православной церкви Епифания (этнического грека Димитриу) не прошла.
И теперь «румынский викариат» можно рассматривать как попытку «подхода» к Румынской Церкви. В принципе, грамотно. Румынская Церковь — это вторая (после Русской) автокефальная Церковь восточного православия и в настоящий момент она находится в особых «политико-церковных связях» с Иерусалимским Патриархатом.
Поэтому предложить именно Румынскому Патриархату преференции на территории Украины, в обмен на каноническое признание, это очень логичный и перспективный ход. Правда, если «румынский сценарий» не пройдет, то у Епифания Киевского могут назреть очень большие проблемы. Ведь планировавшийся массовый переход церковных общин Украинской Православной Церкви в новосозданную ПЦУ не произошел. После «всплеска переходов» января-апреля 2019 года (532 эпизодов) процесс фактически обнулился. В мае произошел 1 переход, в июне — 7, в июле — 1. Да и переходы эти, в значительной своей части, если не криминальные, то скандальные. Во всяком случае, не менее 103-х церквей в настоящее время не имеют настоятелей.
И в любом случае, 544 общины (перешедшие в УПЦ) из 12 350 приходов и монастырей Украинской Православной Церкви Московского патриархата (по состоянию на 10 декабря 2018 года) совсем не впечатляют. И нового «всплеска» в обозримом будущем не предвидится, поскольку основному локомотиву «переходов», Петру Порошенко, сейчас совсем не до жиру: перспектива уголовной ответственности давит со всех сторон. Да и этими общинами проблема. Потому что «Филаретовский раскол», происходящий в ПЦУ — это не версия, а объективная реальность, данная нам в ощущениях.
Шалость не удалась.
В Стамбуле не так давно хотели провернуть аферу. Во время августовской встречи президента Владимира Зеленского с патриархом Варфоломеем в текст меморандума "О защите окружающей среды" греки хотели по-тихому включить формулу: "Президент соглашается обеспечить преемственность религиозной политики своего предшественника".
Коварная фраза, которую советники Зеленского обнаружили в последний момент, по сути, сорвала встречу президента с патриархом — украинский лидер так и не подписал документ.