Реклама Google — средство выживания форумов :)
В мае 1922 года мощи были вскрыты и вскоре изъяты. Вначале Зиновьев и комиссариат юстиции пытались получить разрешение у Петроградского совета на вскрытие и изъятие мощей, но Совет отказал ввиду активных протестов со стороны митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина и верующих. Однако в мае 1922 года постановление о вскрытии раки было принято.
12 мая 1922 года в 12 часов дня власти вскрыли раку. Были назначены «ответственные за мероприятие» — товарищи Н. П. Комаров и И. Н. Кондратьев. «Согласно предписанию райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре», — написано в одном из направлений от Петроградского райкома для одиннадцати слесарей-железнодорожников и одного ювелира[17]. Вскрытие провели публично: в лавру была приглашена общественность — работники райкомов партии коммунистов, представители воинских частей и другие граждане. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла, а также кинооператор (была создана кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского»)[16]. При вскрытии было обнаружено:
« Так, в раке Александра Невского, в Петрограде, было найдено 12 небольших костей разного цвета (значит от разных мощей). К тому же в раке оказалось 2 одинаковые кости одной правой ноги[18] »
Мощи сначала оставались в Лавре, а потом попали в Государственный музей истории религии и атеизма (Казанский собор). Рака была передана в Эрмитаж — в архиве Государственного Эрмитажа хранится текст телеграммы (10 мая 1922), написанной председателю ВЦИК М. И. Калинину, подписанной руководством музея с просьбой передать раку в отдел Западноевропейского искусства Эрмитажа, есть и дело 1922 г. о передачи раки из Губфинотдела в Эрмитаж[4]. 19 мая 1922 года мемориальный комплекс гробницы св. Александра Невского был передан в Эрмитаж. Рака была выставлена в одном из залов «Музея революции», который тогда размещался в бывшей официальной резиденции русских императоров.
Телеграмма Калинину: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора[19] и раки Невской Лавры — памятников мирового художественного значения» (директор Эрмитажа Сергей Тройницкий, директор Русского музея Николай Сычёв и известный художник Александр Бенуа)[20].
Телеграмма из Москвы 12 мая. Губкому послана пред. ВЦИК Калининым телеграмма: «Предлагаю вторжение иконостаса Казанского собора Александро-Невской Лавры приостановить временно вплоть до окончательного решения вопроса в центре»[21].
В последующие годы большевики склонялись к тому, чтобы переплавить огромное серебряное изделие и продать, как это случилось со многими экспонатами музея (см. Продажа картин из коллекции Эрмитажа).
«В архиве Государственного Эрмитажа хранятся документы, свидетельствующие о героической борьбе сотрудников музея за сохранение раки. Учитывая обстановку тех лет, легко представить, чем могла закончиться для них эта борьба. (…) В 1930 г. над ракой снова нависла угроза уничтожения, осложненная борьбой правительства с церковью»[4].
«Государственный Эрмитаж. Народный комиссариат просвещения на основании секретного отношения финансов СССР доводит до вашего сведения, что с её стороны нет возражения к передаче в распоряжение народного комитета финансов раки из Александро-Невской Лавры, большие и малые подсвечники и т. д., а также икон, разные вещи, не имеющие музейной ценности. При условии, что с наиболее ценных интересных предметов (в том или ином отношении предметов) для Эрмитажа должно быть снято в некоторых случаях слепки и фотографии. Выполнение срочно и не требующее отлагательств. Об исполнении донести. Заместитель заведующего „Главнауки“ Вольтер»"[21].
«Экономисты в Смольном явно не учитывали даже своих финансовых интересов. Они явно не понимали, что уникальное произведение ювелирного искусства, каким является рака, на мировом рынке стоило бы гораздо больше, чем металл в слитках, полученный в результате её переплавки. Сохранился документ — протест директора Эрмитажа С. Н. Тройницкого о недопустимости её варварского разрушения и передачи фрагментов в металлолом для переплавки. Это письмо датировано 20 сентября 1930 г. На письме имеется резолюция какого-то важного областного начальника по фамилии Сааков, в которой говорится, что раку следует оставить в Государственном Эрмитаже, и предписывалось её тщательно сохранять»[4].
В годы Второй мировой войны рака, в числе других ценных экспонатов, была эвакуирована с эшелоном музейных ценностей в Свердловск в 10 ящиках, для секретности пронумерованных вразнобой. Она возвратилась в Ленинград в 1949 году, была отреставрирована и поступила в Отдел истории русской культуры. Экспонируется в концертном зале Эрмитажа