Реклама Google — средство выживания форумов :)
Министерство экономического развития имело виды на Росстат еще пять лет назад. В ноябре 2014 года тогдашний министр Алексей Улюкаев направил официальное письмо премьеру Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть статистическое ведомство под контроль МЭР. В послании говорилось, что это «позволит оптимизировать процессы представления, формирования, обработки и использования статистической информации, что в конечном итоге создаст предпосылки для повышения точности и достоверности прогнозов социально-экономического развития России на среднесрочный и долгосрочный период».
Оно и понятно: когда в твоих руках находится орган по формированию официальной статистической информации, ею можно «вертеть» как угодно и представлять все в выгодном тебе свете. Иными словами, подстраивать показатели так, чтобы руководство в Кремле, читая статистические выкладки, думало, что Минэкономразвития все делает правильно. Очень выгодно, удобно, а главное — малозатратно.
Подчинить Росстат Министерству экономического развития хотел еще Алексей Улюкаев
Завершить начатое Алексею Улюкаеву не удалось: спустя два года, в ноябре 2016 года, он стал первым в истории России федеральным министром, задержанным по уголовному делу о коррупции. Его поймали с поличным при получении взятки в размере $2 млн за выданную Минэкономразвития положительную оценку, которая позволила «Роснефти» закрыть сделку по приобретении 30% акций «Башнефти». «Сдал» министра глава «Роснефти» Игорь Сечин. В декабре 2017 года экс-министр экономического развития Улюкаев был приговорен к восьми годам строгого режима и штрафу в размере 130 млн руб.
В ведение Минэкономразвития Росстат все-таки перешел, но это случилось уже при следующем министре Максиме Орешкине. С 3 апреля 2017 года статистическое ведомство подчиняется МЭР. И в последнее время складывается такое ощущение, что Росстат обслуживает интересы Минэкономразвития и лично министра Максима Орешкина. Потому что иначе никак не объяснить статистические «выкрутасы», демонстрируемые службой.
Вот, к примеру, из последнего. Оказывается, в феврале рост промышленного производства составил рекордные с мая 2017 года 4,1%. Месяцем ранее этот показатель составлял 1,1%. Добывающая отрасль, на которую приходится 20% ВВП и две трети валютных доходов экономики, «взлетела» на 5,1%. Это произошло вопреки обещанию нефтяников добывать меньше сырья в рамках сделки ОПЕК+ и падению экспорта «Газпрома» на 8,2% из-за потепления в Европе. Предприятия обрабатывающего сектора после спада выпуска продукции на 1% в январе вышли в плюс в феврале на 4,6%. Наиболее впечатляющие показатели демонстрировали фабрики по пошиву одежды (18%) и обуви (10%), а также производители телевизоров (15%). Объемы производства тракторов взлетели почти вдвое, ящиков и коробок — на 6,5%.
Впечатляющие показатели, ничего не скажешь. Вот только если посмотреть в окно, то ничего подобного и близко нет. Росстат Орешкина создает впечатление, что мы живем в процветающей экономике, хотя в действительности может сложиться ощущение, что мы попали на страницы антиутопии. Где героев «кормят» выдающимися статистическими показателями в то время, как их реальная жизнь ухудшается. Подчиненным Орешкина, пожалуй, следовало бы напомнить, что россияне — не наивные персонажи, и статистический обман вскроют гораздо быстрее.
«Головокружительные успехи», нарисованные Росстатом, заставили призадуматься экспертов. К примеру, директор аналитчического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов отмечает «странно оптимистичную» картину, которая не коррелируется с данными опережающего индекса деловой активности PMI в обрабатывающей промышленности и с результатами самого Росстата. Экономист Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Бессонов и вовсе убежден, что объемы промышленного производства в действительности заметно снижаются.
В конце прошлого года в Росстате сменился руководитель. Вместо возглавлявшего ведомство с 2009 года 60-летнего Александра Суринова пришел 38-летний Павел Малков, работавший в Минэкономразвития. По некоторым данным, Малков пришел в Росстат именно для того, чтобы российская экономика «на бумаге» демонстрировала показатели, соответствовавшие майскому указу президента Владимира Путина.
Вероятно, что новому главе Росстата уготована роль «ручного» управленца, который будет подчиняться всем указаниям своего бывшего шефа Максима Орешкина. Кроме того, судя по всему, Малкову будет поручено «осваивать» десятки бюджетных миллиардов, которые в ближайшие годы Росстат получит из бюджета. В 2020 году объем поступлений составит 33,9 млрд руб. для проведения всероссийской переписи населения. Вот на чем можно как следует «распилить» деньги!
Было бы наивно полагать, что Росстат работает для россиян. Разумеется, все эти отчеты о промышленном буме рисуются для президента. У Орешкина странное понимание чужих ошибок: вместо того, чтобы быть честным и обеспечивать экономический рост (для того его, собственно, и поставили во главу МЭР) он почему-то стремится создать видимость бурной деятельности. Что это — стремление выслужиться или некомпетентность? Третьего в этой ситуации не дано, а оба варианта одинаково негативны для министра.
"Автор. Анатолий Некрасов. Общественный деятель"