Реклама Google — средство выживания форумов :)
Однако события, произошедшие в конце марта, Вашингтон ошеломили. В Венесуэле приземлились два самолета примерно с сотней российских военнослужащих на борту. Сообщалось, что они прибыли помочь с обслуживанием приобретенных у России систем ПВО С-300, которые могут вывести их строя участившиеся случаи отключения электроэнергии. Ранее сообщалось о прибытии в Венесуэлу российских наемников и сотрудников частных военных компаний. Они предположительно отвечают за безопасность пошатнувшегося режима.
Советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон в пятницу назвал ввод российских военнослужащих и техники в Венесуэлу «провокацией» и «прямой угрозой миру во всем мире и безопасности в регионе».
Однако российская сторона критику отвергла, утверждая, что действует в полном соответствии с военно-техническими соглашениями между Москвой и Каракасом. «Мы считаем, что третьи страны не должны принимать во внимание отношения России и Венесуэлы и им следует уважать право государств на сотрудничество», — заявил представитель президента Дмитрий Песков в отповеди Вашингтону, подчеркнув, что Россия «никоим образом» не вмешивается во внутренние дела Венесуэлы. «Что касается США, то они присутствуют во многих частях мира, и никто им не указывает, где им быть, а где им не быть», — заключил он.
И все же большинство экспертов сходятся на том, что финансовый ущерб для Кремля все же менее важен, чем международный престиж. Генерал Валерий Герасимов, главный военный стратег России, на конференции в начале этого года назвал действия США в Венесуэле частью более масштабного плана мировой гегемонии, который требует «ликвидации неудобных правительств и подрыва их суверенитета». В Венесуэле, по его мнению, Москве по силам отстоять свое видение международной системы.
Однако это сопряжено с рисками. «Есть понимание, что Венесуэла — серьезная проверка, готова ли Россия защищать свои интересы в глобальном масштабе», — сообщил Дмитрий Тренин, глава независимого Московского центра Карнеги.
При всей своей жесткой риторике, включая отсылки к доктрине Монро 19-го века («Америка для американцев», прим. перев.), администрация Трампа опасается, как бы не разжечь еще больший пожар. «Несмотря на дежурные напоминания, что "рассматриваются все варианты", военное вмешательство никто всерьез не принимает — слишком часто в Латинской Америке они заканчивались неудачей», — отметил Дэвид Сэнгер (David Sanger) из «Нью-Йорк Таймз» (The New York Times).
Китай жестко ответил на требования Вашингтона к Москве и Пекину отказаться от присутствия российских и китайских военных в Венесуэле.
Как ранее в пятницу заявил советник Белого дома по национальной безопасности Джон Болтон, США будут рассматривать как прямую угрозу миру и безопасности в регионе размещение в Венесуэле военных "внешних игроков из-за пределов Западного полушария".
Отвечая на вопрос об этом заявлении, пресс-секретарь МИД Китая Гэн Шуан заявил на брифинге во вторник, что «страны Западного полушария, включая страны Латинской Америки, являются суверенными государствами, «поэтому они имеют право определять свою собственную внешнюю политику и свой путь. участвовать во взаимовыгодном сотрудничестве со странами по своему выбору».
«Что касается вопроса (о будущем) Венесуэлы, мы хотим подчеркнуть, что он может быть решен только венесуэльским народом, а стабильность отвечает интересам Венесуэлы и региона», - сказал Гэн журналистам.
«Китай хотел бы работать с международным сообществом, чтобы помочь Венесуэле в кратчайшие сроки восстановить стабильность. Тем временем мы будем продолжать развивать дружественное и взаимовыгодное сотрудничество со странами Латинской Америки».
«Латиноамериканские дела не являются исключительным бизнесом определенной страны, и Латинская Америка не является задним двором определенной страны», - заключил китайский дипломат.
Из всех этих заявлений можно сделать вывод о том, что американского дипломата специально отправили в эдакое медиатурне с целью объяснить всему миру, что поддержка Венесуэлы не будет для России, россиян и российского руководства безнаказанной. Во всех материалах западных СМИ фигурирует именно тезис о неизбежности расплаты и высокой цене, и это значит, что Белый дом, по большому счету, сжег все мосты для отступления в имиджевом плане. Администрации Трампа придется доказывать делом, что вашингтонское слово еще чего-то стоит.
Стоит подробно рассмотреть, какие меры санкционного и дипломатического воздействия есть в распоряжении США для наказания России за защиту ее интересов в Южной Америке.
Наиболее очевидным ответом представляются санкции, которые так или иначе уже фигурировали в американских законопроектах, направленных на сдерживание России, и санкции, связанные с ситуацией на Украине и «делом Скрипалей». Вашингтон может ввести ограничения против одного или (скорее всего) нескольких российских государственных банков, а также установить серьезные препятствия для американских инвесторов, которые хотели бы купить российские государственные облигации. Под эти меры могут попасть как новые выпуски российских государственных облигаций (рублевых и валютных), так и весь российский госдолг.
Бесспорно, в случае столь радикальных действий первоначальная реакция финансовых рынков будет крайне негативной, но в долгосрочной перспективе их эффективность стоит под серьезным вопросом. На это уже неоднократно указывал Минфин США в том числе в письме, направленном сенаторам и конгрессменам, которые еще несколько лет назад требовали введения подобных мер против России.
Во-первых, если запреты будут распространяться исключительно на американских инвесторов, то пострадают только они, в то время как их европейские конкуренты продолжат вкладываться в российские государственные долговые инструменты.
Во-вторых, экономическое воздействие на российский бюджет (который, в отличие от американского, не зависит от постоянных заимствований) и российскую экономику будет сравнительно ограниченным и (как признает американский Минфин в своем официальном докладе) подобные ограничения навредят мировым финансовым рынкам в целом.
В-третьих, значительная часть сделок на этих самых финансовых рынках в той или иной форме проходит через офшорные структуры, которые будут массово использоваться для обхода санкций. Если пытаться организовать против российского финансового сектора настоящую блокаду по иранскому образцу, то есть с использованием «вторичных мер» против не-американских компаний и банков, готовых работать с находящимися под ограничениями российскими структурами и финансовыми инструментами, то возникнут несколько серьезных проблем другого рода.
Во-первых, попытка противодействия европейским структурам вызовет крайне негативную реакцию Евросоюза, который уже создал специальный механизм обхода санкций против Ирана.
Во-вторых, введение «иранской схемы» практически полностью лишит Вашингтон аргументов в случае необходимости как-то остановить действия России в других ключевых регионах планеты, ибо после этого вводить будет больше нечего и Вашингтону придется иметь дело с ситуацией, о желательности которой в свое время заявил российский президент:
«Я иногда думаю, что было бы хорошо для нас, если бы те, кто хочет вводить санкции, ввели бы все санкции, которые только можно ввести, и как можно быстрее. Это развязало бы нам руки для защиты своих национальных интересов такими средствами, которые мы считаем наиболее эффективными для нас», — сказал Путин, выступая на пленарном заседании РЭН.
Очень маловероятно, что Вашингтону захочется узнать на практике, на какие «наиболее эффективные средства» намекал российский лидер.
Варианты, связанные с нефтяным и газовым эмбарго (опять же по аналогии с иранскими), представляются еще менее вероятными и еще более деструктивными для США. Дело в том, что под жесткими американскими запретами уже находятся два крупных мировых экспортера нефти — Иран и Венесуэла и это серьезно сказывается на ценах на нефть. За последние месяцы Дональд Трамп два раза, публично, через твиттер и с использованием крайне нехарактерной для американских лидеров лексики (то есть слов «пожалуйста» и «спасибо») просил ОПЕК (то есть нефтяной картель, в деятельности которого ключевую роль, в рамках соглашения ОПЕК+Россия, играет наша страна) снизить цены на нефть и увеличить экспорт.
Трамп каждый раз подчеркивает, что мировая экономика в целом очень «хрупкая» и высокие цены на нефть ей вредят. В этих условиях любые серьезные действия против российского нефтяного сектора приведут лишь к резкому повышению цены на нефть, что скорее выгодно российскому бюджету и очень болезненно для американской экономики, причем ее страдания будут абсолютно бесполезными, ибо «вычеркнуть» с мирового рынка поставщика нефти такого размера, как Россия, — в принципе невозможно.
В сухом остатке перед администрацией Трампа остается непростой принципиальный выбор: или принимать меры, которые будут болезненными и опасными для США, или ввести символические кары, которые никак не повлияют на российскую экономику, но которые можно будет представить как некую страшную месть российским чиновникам или военным.
Нельзя исключить, что ситуация в Венесуэле до такой степени разозлила Вашингтон, что будет выбран вариант «отморозить уши назло Путину». Но пока практика показывает, что в таких случаях Вашингтон выбирает вариант «сильно пошуметь и ничего серьезного не сделать».
По словам министра финансов США Стивена Мнучина, причиной санкций стала поддержка Гаваной президента Венесуэлы Николаса Мадуро. «Куба была основной силой, способствующей выходу Венесуэлы из кризиса. Казначейство принимает меры против судов и организаций, перевозящих нефть и являющихся спасательным кругом для незаконного режима Мадуро»
Взят под контроль международный аэропорт Триполи, в его окрестностях идут бои», — сказал собеседник.
Ранее стало известно, что Хафтар отдал армии приказ начать наступление на Триполи, который находится в настоящий момент под контролем правительства национального согласия.
Сообщалось, что военные планируют взять Триполи под контроль за 48 часов.
В завершении статьи автор пишет, что Москва и Пекин должны предложить Вашингтону сделку. Девиз этого соглашения должен быть следующим: «Держитесь подальше от Европы и Азии, тогда мы остаемся вне Америки».
«Куба была основной силой, способствующей выходу Венесуэлы из кризиса
Решение африканского командования армии США было принято после начала наступления на Триполи сил фельдмаршала Халифы Хафтара. Последний заявил о решимости очистить столицу Ливии от «террористов». Именно так он охарактеризовал правительство национального согласия, которое поддерживают страны Запада.
Подробнее на РБК:
США объявили о выводе своих военных из Ливии
Командование американских сил в Африке объявило о временном выводе военнослужащих США из Ливии в связи с обострением ситуации в этой стране // www.rbc.ru
Кроме того, по сообщению телеканала «Аль-Арабия», встретившийся с военным прокурором страны премьер Сарадж потребовал выдать ордер на арест Хафтара, обвинив его в предательстве и попытке переворота.
Глава признанного международным сообществом правительства в Триполи пообещал, что участники наступления на столицу предстанут перед судом. Обращению премьер-министра в субботу предшествовали удары по позициям армии Халифы Хафтара в городах Гарьян и Мизда, к югу от Триполи, нанесенные правительственной авиацией. В руководстве ЛНА в ответ на это заявили о готовности сбивать самолеты ПНС и наносить удары по аэродромам, с которых осуществляются боевые вылеты.
Ответом Ливийской национальной армии в воскресенье стали авиаудары по позициям ПНС в пригородах столицы. «Военная авиация ЛНА начала сегодня утром операцию в воздушном пространстве над Триполи. Удары будут наноситься по позициям вооруженных группировок и скоплениям их техники в Триполи»,— сообщил представитель армии Халифы Хафтара.
Согласно первому сценарию, развертывание российских сил заставит оппозиционеров действовать быстрее и решительнее бороться с правительством. Другими словами, враждебные властям элементы в венесуэльской армии попытаются свергнуть их посредством военного переворота, прежде чем российские силы помешают это сделать.
Как следует из второго сценария, усиливающиеся благодаря российскому военному присутствию репрессии правительства подтолкнут сомневающихся офицеров венесуэльской армии повторно присоединиться к лагерю Мадуро. Это сделает переворот невозможным. В любом случае возможность увеличения российского контингента на Карибах изменит обстановку в Венесуэле.
Этот анализ позволил сделать два вывода о конфликте в Венесуэле. Согласно первому из них, реальная ставка Вашингтона — это государственный переворот против законного президента страны. Цель протестных движений, инициированных оппозицией, и гибридной войны против Каракаса — разжечь внутренние разногласия в обществе и истощить страну, чтобы побудить нерешительных военных свергнуть правящий режим.
Во-вторых, администрация США рассматривает присутствие России в регионе как продолжение противодействия политике «смены режимов», провалу которой Москва способствовала в Сирии. Сегодня Россия работает над предотвращением смены режима в Венесуэле. Если Китай, вложивший в эту страну около 70 миллиардов долларов, выступит на стороне России в Венесуэле, Вашингтону будет труднее достичь своих целей.