На самом деле Китай потеряет от госпереворота в Венесуэле в разы больше, чем Россия. По экспертным оценкам, за 10 лет Пекин инвестировал в боливарианскую экономику 70 млрд долларов. Большая часть денег в виде кредитов – более 50 млрд долларов – пошли на финансирование нефтяных соглашений.
Тогда как Россия через «Роснефть» выделила Каракасу кредитов на 17 млрд долларов с 2006 по 2017 год. Однако это далеко не все кредиты, которые давала Москва.
Впрочем, Москва может получить бонус от всей этой венесуэльской истории. С точки зрения государственных интересов России выгодно, чтобы в Венесуэле сохранялась нестабильность и никто ничего не добывал, как в Ливии.
«Тогда нефть не пойдет в Китай, и Пекин будет наращивать закупки из других стран, в том числе из России. Ситуация в Венесуэле демонстрирует Китаю, что любая отдаленная страна – это всегда дополнительные риски. Чем ближе поставщик, тем он надежней. В этом плане ситуация играет на руку России: выгодней вкладывать деньги в российские проекты и покупать больше российской нефти», – считает Игорь Юшков.
С Китаем подписан исторический контракт на поставку нефти по «Силе Сибири», однако подписание второго контракта по «Силе Сибири – 2» сильно затянулось. Возможно, венесуэльская история сделает Пекин более сговорчивым.
Хотя США и некоторые латиноамериканские страны на словах и не исключают военного вторжения в Венесуэлу, в реальности на него нет шансов. Да, признание Вашингтоном, Оттавой, несколькими европейскими и южноамериканскими странами самопровозглашенного президента Хуана Гуайдо в качестве законной власти и дает им формальный повод для вмешательства: можно оформить просьбу «законного президента» о военной помощи – и вперед. Но в реальности никто не решится воевать с совершенно не игрушечной венесуэльской армией – а она сохраняет верность президенту Николасу Мадуро.
Времена американских военных интервенций в Латинскую Америку прошли – последняя состоялась почти 30 лет назад. Тогда Джордж Буш-старший вторгся в Панаму, бросив против 12-тысячной армии маленькой республики 26 тысяч морпехов и десантников. Боев почти не было: американцы убили более полутысячи панамцев, потеряв всего 23 человека. Но Венесуэла не Панама, да и Трамп не Буш. И самое главное – сейчас не 1989-й, а 2019 год.
Декабрь 1989-го, когда состоялось вторжение в Панаму, вошел в историю встречей Горбачева и Буша на Мальте – именно тогда, по сути, закончился двухполярный мир. Генсек отказался не только от Восточной Европы, но и от глобальной роли СССР в мире. Спустя 17 дней после встречи на Мальте Штаты оккупировали Панаму, а еще через пару дней произошел переворот в социалистической Румынии, закончившийся расстрелом ее лидера Чаушеску.
СССР на словах возмущался вторжением в Панаму, но в США понимали, что все это лишь пустые слова. Спустя год с небольшим начнется война в Персидском заливе. Американцы будут бить Ирак, а СССР – наблюдать за крушением своих позиций на Ближнем Востоке. В этом же году не станет и СССР.
Сейчас не 1989 год – общего между ними только то, что в союзной нам и тогда, и сейчас, почти соседке Панамы Никарагуа правит Даниэль Ортега. Россия не уходит с мировой арены – она вернулась на нее. Пусть и не в том масштабе, который был у СССР к середине 80-х – ну так и вчерашний и нынешний наш противник, США, уже не тот.
Вторжения в Венесуэлу они не могли себе позволить и в свои лучшие годы.
То есть Венесуэле сейчас не угрожает внешнее вмешательство – но только военное. Политическое давно уже есть. Как и экономическое давление, которое, в первую очередь со стороны США, будет нарастать. Устоит ли Николас Мадуро, зависит в первую очередь от баланса сил в самом венесуэльском обществе и устойчивости его позиций в армии. Пока что его шансы сохранить власть представляются куда более предпочтительными, чем надежды его противников на то, что двоевластие приведет к смене режима.
Но попытка свержения Мадуро интересна уже тем, что заставила ведущие мировые державы определиться – часть высказалась за действующего президента, часть признала его самопровозглашенного «сменщика».
Понятно, что для США и ЕС само признание Хуана Гуайдо – это часть операции по свержению Мадуро – они хотят тем самым усилить смуту в Венесуэле и подтолкнуть события в выгодном для них направлении. То, что у Гуайдо нет реальной власти, неважно – можно попытаться мобилизовать под его знамена всех недовольных Мадуро и провести классическую цветную революцию. Вот только улица есть и у действующего президента – так что этот сценарий не сработает, не говоря уже о том, что и силовики сохраняют верность действующей власти.
Поэтому игра США представляет интерес уже не с точки зрения будущего Венесуэлы, а как повод для расклада «глобального пасьянса» – то есть получения наглядной картинки расстановки сил на мировой арене. Учитывая, что за Мадуро стоят Россия и Китай, получается просто очень показательная картина.
США, Великобритания, Канада и верхушка Евросоюза по одну сторону баррикады, Россия, Китай, Турция, Иран – по другую.
То есть англосаксы, атлантисты и глобалисты против евразийцев и сторонников нового миропорядка.
И если в 2011 году Запад еще мог убить Каддафи и попытаться забрать себе Ливию (даже не себе – потому что после интервенции она просто развалилась), не считаясь с интересами России и Китая, то сейчас ни Пекин, ни Москва не собираются отдавать Мадуро. И вовсе не потому, что экономические интересы России и Китая в Венесуэле куда выше, чем были в Ливии – нет, просто баланс сил в мире изменился. И в Кремле сидит Путин, а у руля Поднебесной стоит Си Цзиньпин.
Россия не имеет в мире сравнимого с китайским экономического влияния (которое стало действительно огромным), зато имеет растущее с каждым годом влияние геополитическое. Вот и получается, что медведь и дракон могут защищать свои интересы и без военного присутствия. Причем в полушарии, которое США еще не так давно считали своим задним двором.
В 1962 году, чтобы защитить Кубу от угрозы нового американского вторжения (вполне реальной), Хрущев отправил на остров ракеты с ядерными боеголовками, и испугавшиеся американцы чуть было не начали из-за этого Третью мировую войну. Сегодня для защиты Венесуэлы нам нет нужды направлять туда ядерное оружие или дружеский кубинский воинский контингент – американцы не собираются атаковать родину Боливара.
А их дипломатическая «психическая атака» с отказом от признания Мадуро провалилась, продемонстрировав еще раз наступление нового, постатлантического мира. За который боролся и умер Уго Чавес – и который строят Владимир Путин и Си Цзиньпин.
Англосаксы подставились. Уровень их илитки падает и решения принимаются нипоймикем.
Россию устроит любое развитие событий
1. США влезут в Венесуэлу. Очень хорошо. В Венесуэле нет экономики и от влезания США жизнь людей не улучшится, а ухудшится. Соответственно, гринго станут еще более ненавидимы не только венесуэльцами, но и всеми латиносами.
2. США не влезут в Венесуэлу. Очень хорошо. Все увидят, что они ссыканули в очередной раз и не смогли скинуть не только Асада, которого взяла под реальную военную защиту Россия, не только толстого Кима, у которого есть ракеты, но и даже усатого латиноса, у которого вообще ничего нет, ни военной защиты России, ни ракет, только словесная поддержка России и Китая.
Это будет очередной уровень падения гегемона.