3X> https://rus.delfi.lv/news/daily/...
Там не только это, в смысле - питание. Но и про него, родимое, немного. Не знаю как сейчас, но летом 2000-го в ЮИК-51 назревал голодно-дезентерийный бунт. Хлеба не было, от слова совсем. ТО, что давали, есть было нельзя. Печёная корка, а внутри - зелёное не съедобное месиво. В супе - на полторы-две ложки какойто гущины и пару картофелин мелких плавало. Кашу давали такую, что она, если тарелку перевернуть, совсем не желала падать. Сила гравитации ей была до одного места. Те, кто не получал передач, худели на глазах. Сами передачи были разрешены только раз в месяц. А потом началась дезентерия...
На проверках из локальных участков выносили до дясяти тел, точнее - волочили, а за ними тянулся влажный след. Санчасть была забита, нары стояли в три яруса. Врачи были охеревшие - лекарств катастрофически не хватало. Потом было скаазано, что если бы поток народа в санчасть превысил бы определённый уровень, то зону бы закрыли на карантин.
Со свободой связаться было проблематично. Свидания запретили, а мобильная связь была ещё у нас в самом зачатке. Телефонов было примерно с пару десятков на почти три тысячи человек.
А плюс бытовые условия: на сдвинутых попарно койках спало по трое человек. Были на 51-й и свои бомжи. Они жили в подвалах бараков или на труботрассах. Короче, как говорят товарищи пиндосы, нужно было включать четвёртый уровень тревоги.
Бунт чуть было бы не назрел, когда задержали с выводом на обед т. н. Большую локалку (там обитало почти половина зоны).
Когда ворота всё же открыли, то народ двинулся не в столовку, а в сторону дежурной части. На вопли и угрозы вертухаев уже ни кто не обращал внимания.
Ситуацию спас начальник ЮИК-51 Назарян Самвел Арташевич. Он был по своему хорошим человеком. Мог назвать тебя х\\\льём (говорил с хорошим армянским прононсом), но ни когда не называл ни кого зеком. Мог обматерить, но если ты чувствовал за собой правду и стоишь на своём, он разбирался и действовал именно по справндливости. Но я отклонился.
Назарян вышел сам, один, практически против полутаротысячной толпы. Сказал просто: или вы расходитесь и возрапащаетесь в локалку и ни кто не будет наказан, либо в зону, через 10-ть минут, войдут ВВ-шники и будет "маски-шоу". С сегодняшнего вечера разрешены "хлебные передачи" без ограничений. И добавил, что передачи не будут ограничиваться только хлебом. Пусть родственники везут всё, что смогут. Время приёма передач ограничиваться не будет. Так что идите по баракам и звоните своим, чтобы завозили продукты и лекарства. За телефонами, пока, охотиться не будем.
И понеслась!!! Торбы родные тягали до двенадцати ночи.Нас дёргали на получение и в два, и в три ночи. Короче, зону от голода и дезентерии отбили.
И это было тогда, когда зона ещё работала (ЮИК-51 был своеобразным филиалом завода по изготовлению всяких там сеялок, веялок и прочих камбайнов с вертикальным взлётом).
Потом оборудование вывозили на металл. Сам видел, как вывозили здоровенный револьверный станок... Здоровенные заводские цеха опустели. Устроиться на работу было за щастье. В ромадном цеху, одно время, был закоулок, где делали самые дешёвые фанерные гробы и кресты. А администрация визжала от счастья и чуть ли не кричала: щазз заживём!..
А плюс беспредел блатных, которых прикрывала администрация. А плюс беспедел самой администрации на всех уровнях!..
Стоим, в кухонном отделении жарим картошку. Конечно, это запрещено (проводка старая, много спиралей не выдержит. Она уже кучу раз горела и я замахался её латать. Провёл показательную беседу со смотрящим на бараке. Тот понял. Дал соответствующую команду своим шнырям.) К чему я это всё. Был у нас один контролёр. Самый здоровый, самый толстый и самый трусливый из вертухаев. Так вот, он любил, унюхав запах жаренной картошки, залететь в локалку с напарником и бегом на "колобок" (кухню). Естественно, спрятать ни кто ни чего не успевал. Всех с колобка выгоняли и он, со своим напарником, сжирал всё, что народ пожарил.
Да если бы только это!.. Мы там были все не ангелы. И убийцы, и наркоманы, и насильники. И далеко не все хотели встать на путь исправления (кстати, а что это?).
Но и они, администрация, если позиционировали как законную власть, а зону, ЮИК-51, как "красную" тоже соблюдайте хоть какие-то рамки приличия...
Короче, можно много рассказать про тех или других ( и про нынешнего начальника ЮИК-51 Ленивова Женечку - пиораста морального и садиста натурального). Но боюсь, что уже утомил почтенную публику. Пойду, накачу...