Нефть и газ по-прежнему остаются частью мировой политики, влияют на экономику и жизнь простых людей. Уходящий год — свидетельство тому.
// eadaily.com
Обходные газопроводы — хорошо, но с украинским транзитом лучше
Еще одним важным событием года эксперты называют развитие экспортной газотранспортной системы России. «В истекающем году «Газпром» значительно продвинулся, что создает задел для значительного роста экспорта природного газа. Выполнена основная часть укладки магистральных экспортных газопроводов «Силы Сибири» и «Турецкого потока», началась укладка морской части «Северного потока-2», Китай вернулся к рассмотрению отвергаемого ранее проекта восточного экспортного маршрута — газопровода «Алтай», — замечает Алексей Калачев. Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач при этом говорит о том, что хотя США развернули беспрецедентную по масштабам, по крайней мере, в постсоветской истории кампанию давления на европейские страны, чтобы заставить их отказаться от «Северного потока-2», газопровод тоже будет введен в запланированные сроки.
Строительство обходных газопроводов, однако, не отменяет необходимости украинского транзита, считает ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков. Среди хороших новостей он отмечает, что переговоры по транзиту российского газа через Украину после 2019 года все-таки начались. «Что приятно, европейские власти поняли, насколько велики проблемы с будущим транзитом через Украину. Однако контракт и гарантии нужны всем — и ЕС, и Украине, и нам. И чтобы не говорили, но „Турецкий поток“ и „Северный поток-2“ не смогут заработать на полную мощность с 2020 года из-за неготовности части европейской инфраструктуры, а объемы экспорта российского газа уже превышают мощности будущих обходных газопроводов», — говорит эксперт.
Заместитель директора ФНЭБ Алексей Гривач называет
главным событием года под знаком «минус» непоследовательные и потому несправедливые решения коммерческого арбитража в Стокгольме, которые и мешают будущим договоренностям. «И дело даже не в $ 2,5 млрд, которые „Газпром“ по решению арбитража должен заплатить „Нафтогазу“, а в принципе, — говорит эксперт. — В случае с контрактом на поставку газа арбитры без всякого достойного обоснования временно отменили предусмотренные в контракте штрафы за недобор газа, а в споре по транзитному соглашению, наоборот, неожиданно присудили компенсацию за весь неиспользованный „Газпромом“ транзит, хотя договор не предусматривал таковой. В результате, вместо урегулирования спора и работы над соглашением о транзите после 2019 года в газовых отношениях с Украиной возникают предпосылки для углубления кризиса и роста рисков для нормального газоснабжения Европы».
Подробнее:
Нефтегазовый фронт: какие события 2018 года будут влиять на Россию и мир — Новости политики, Новости России — EADaily