Реклама Google — средство выживания форумов :)
Дело в том, что во Франции дизельное топливо было существенно дешевле бензина. Это позволило довольно большому количеству среднеобеспеченных людей совершать довольно длительные поездки и не слишком сильно тратиться. В частности – можно было позволить себе иметь загородное жильё и проезжать каждый день несколько десятков километров туда-сюда, заезжать в относительно дешёвые магазины на окраинах и там затариваться, ну в общем жить нормально. Повышение цен на дизельное топливо (бензин, кстати, тоже подорожал) больно ударило по карману французов. Зная знаменитую французскую скупость – француз за евро удавится – можно было ожидать, что они это так не оставят.
И ещё одно. Глупо бунтовать против объективных процессов. Если бы дизель вздорожал потому, что вздорожала нефть, такой реакции не было бы. Но в данном случае виновато было правительство.
Цены на топливо в основном определяются аппетитами государства. Во Франции цена топлива определяется двумя налогами – НДС (который не менялся) и так называемым налогом на потребление энергоносителей (TICPE, la Taxe intérieure de consommation sur les produits énergétiques), имеющий довольно сложную структуру. С 2014 года в этот налог входит так называемый «углеродный компонент». Это налог на загрязнение воздуха и глобальное потепление – вот буквально так. Ну то есть это налог на то, что мы дышим, что-то сжигаем и вообще ведём какую-то жизнедеятельность. Потому что от этого всего в атмосферу выбрасывается углекислый газ, который ужасно нагревает планету.
Поэтому все прогрессивные страны – и Франция в первую голову – всячески этот налог повышают. В воспитательных типа целях – чтобы люди поскорее отказались от бензина и пересели на электрические машинки. Или просто меньше ездили бы, а то ишь моду взяли на машинах разъезжать. Скромнее надо быть. Пересаживаться на автобусы, например… ах да, общественный транспорт во Франции практически вымер.
В 2017-2018 годах власти особенно резко задрали «углеродные» выплаты. Причём особенно резко – именно на дизельное топливо. Чтобы его сгубить вместе с бензиновым. В текущем году цена на бензин поднялась на 15%, на дизтопливо – на 23%. Экологии ради.
Однако у большинства французов не было ни денег, ни желания пересаживаться на дорогие электромобили. Они хотели жить удобно и недорого здесь и сейчас. Также пострадали фермеры, критически зависящие от цен на топливо. Сюда же и мелкий бизнес, доходы которого критически зависят от цен на топливо – потому что для них важна цена перевозки товара. Вот им-то и наступили на мозоль.
Очень важно то, что движение не имеет никаких лидеров и координирующих органов. И это тоже неудивительно. Именно работяги испытывают (справедливо) глубочайшее недоверие к политике и политиканам. Они не сомневаются, что любой лидер, даже из их собственной среды, обязательно будет куплен и предаст доверившихся ему людей.
Именно эта убеждённость и спасает движение. Сейчас обвинение в политиканстве внутри Жёлтых Жилетов приводит к тому, что человека изолируют и угрожают изгнать из движа. Все попытки традиционных профсоюзов, а также левых активистов, как-то внедриться в движ и оседлать его провалились. Помимо координации через американские соцсети, движение ничего не связывает.
Впрочем, некие данные по политическим симпатиям «жёлтожилетников» имеются. В основном это сторонники не допущенных к власти партий – то есть крайне правые и крайне левые, электорат Ле Пен (по большей части) и Меленшона (на втором месте). Но на общую внеполитичность движения это если и влияет, то косвенно. Старых политических лидеров к управлению движением не допускают категорически.
При всём при этом движение оказалось масштабируемым. В Бельгиии оно отработало по кварталам еврочиновников, сейчас набирает силу в Германии. Но в принципе оно может развернуться в любой стране со схожими проблемами.
ТРЕБОВАНИЯ
В декабре некоторые французские газеты начали публиковать «списки требований» Жёлтых Жилетов. От кого они, собственно, исходят – неясно: как уже было сказано, движение не имеет ни лидеров, ни даже официальных пресс-секретарей. Тем не менее требования откуда-то взялись.
Если совсем коротко – это ни что иное, как ЕВРОТРАМПИЗМ. Не хватает разве что лозунга «Сделаем Францию снова великой».
МИСТЕР ТРАМП УЛЫБАЕТСЯ И МАШЕТ
Мы уже упоминали о конфликте США и Франции, как самой громколающей шавки хиллариствующего Евросоюза. Откровенная поддержка Демократической Партии со стороны европейцев не может не злить американское руководство, предпринимающее героические шаги по спасению Америки. А уж разговоры о «европейской армии» (вне НАТО, так надо понимать?) – это прямой вызов стратегическим интересам Соединённых Штатов.
Было бы странно и даже противоестественно полагать, что Империя не нанесёт ответный удар. Ну если не удар – так хотя бы чувствительный укус.
Нет, я не собираюсь строить конспирологические теории. Упаси Боже нас от конспирологии! И ужасных картин, как сотрудники американских спецслужб, координируя свою деятельность с французскими патриотами из DCRI, через Фейсбук и Твиттер руководят жёлтожилетниками. Нет, конечно, ведь такого просто и быть-то не может!
Поэтому сосредоточимся на том, что известно точно.
Как известно, президент Трамп находится в информационной изоляции и управляет Америкой через свой аккаунт в Твиттере. В нём же он выражает свои мнения по поводу происходящего в мире.
Так вот, с какого-то момента – а именно, с той самой встречи по поводу Первой Мировой – Трамп стал огрызаться в ответ на постоянные французские наезды. И в какой-то момент он начал упоминать движение Жилетов.
«Очень грустный день и ночь в Париже. Может быть, пришло время покончить с нелепым и чрезвычайно дорогим Парижским соглашением и вернуть людям деньги в виде более низких налогов?»
- написал он недавно по поводу протестов. (Если кому лень ходить по ссылке: имеются в виду соглашения 2015 года по поводу мер по снижению углекислого газа в атмосфере – заради которого и повысили цены на топливо.)
Французы отреагировали как-то очень резко. Министр европейских и иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан заявил в интервью телеканалу LCI:
«Мы не вмешиваемся во внутреннюю американскую политику, и мы хотим, чтобы она отвечала взаимностью… «Я говорю это Дональду Трампу, и французский президент тоже говорит: оставьте в покое нашу нацию!».
Одновременно с этим начались обвинения в подстрекательстве… в адрес России. Ну понятно, что Россия является сейчас всемирным мальчиком для битья (а когда она им не была?), но сам жест ну очень характерный. На Россию валят, когда точно знают, кто на самом деле виноват – вот только в серьёзный конфликт влезать не хочется.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Конечно, дело не только в возможной американской обратке за поддержку бесноватых демократов-хилларистов. Проблема в том, что у современной Европы – то есть у её руководства – нет внятного ответа на некоторые простые вопросы. Типа «как дальше жить-то будем»?
Повышение цен на топливо – это ведь только первая ласточка в цепи задуманных реформ. Тот же Макрон обещал уничтожить атомную энергетику Франции – которая является главной гарантией энергетической независимости страны и главным источником энергии. Взамен обещана «зелёная энергетика» (читай – дорогая). Что означает дальнейшую деиндустриализацию страны (и, кстати, никаких дешёвых электрических машинок)… И ведь это только одна из проблем! Есть ещё и безработица, и технологическое отставание, и прочие последствия социализма и левой политики.