Последние инициативы российского правительства и Госдумы по налогообложению самозанятых напоминают попытки тушения пожара бензином, за которыми совершенно не просматривается системное понимание глобальных процессов на рынке труда.
// eadaily.com
Последние инициативы российского правительства и Госдумы по налогообложению самозанятых напоминают попытки тушения пожара бензином, за которыми совершенно не просматривается системное понимание глобальных процессов на рынке труда. Постоянное увеличение армии самозанятых — один из симптомов того, что социологи еще в конце прошлого десятилетия назвали грядущей «смертью труда».
Подробнее:
Наступление на самозанятых не решит проблему «смерти труда» — эксперты — Новости политики, Новости России — EADaily
«Реальные бедствия будущего — это не какое-то восстание роботов-франкенштейнов, но последняя стадия технологического замещения труда в интересах узкой группы капиталистов-владельцев роботов… Эта тенденция к усилению неравенства также подрывает потребительские рынки и, таким образом, делает в конечном счете капитализм нежизнеспособным», — добавляет он в статье 2013 года, написанной для сборника под названием «Есть ли будущее у капитализма?». По оценке Коллинза, технологическое замещение среднего класса вызовет крах капитализма еще до конца нынешнего столетия, и будет ли это сопровождаться насилием или произойдет мирно, остается только гадать.
Следующей знаковой работой по осмыслению глобальных трансформаций рынка труда стала книга британского социолога Гая Стэндинга «Прекариат. Новый опасный класс», опубликованная в 2011 году. Ее основным героем стала все более заметная группа людей, не имеющих постоянной занятости (отсюда и название от английского слова precarious — ненадежный), отчужденных от «классического» труда, а в конечном итоге, и от государства. «Наш рынок труда сегодня фактически нелегитимизирован. Очень небольшая часть рынка труда работает по прозрачным правилам. 48 миллионов человек работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем», — эта знаменитая фраза вице-премьера Ольги Голодец, сказанная ею еще в 2013 году, как раз и была сказана о прекариате, Россия в этот глобальный тренд прекрасно вписалась.
Разрастание этой группы по всему миру также в значительной степени является результатом технологического замещения труда и вызывает у Гая Стэндинга обоснованное беспокойство: «Прекариат не видит перед собой осмысленных жизненных перспектив, ему кажется, что все достойные пути для него закрыты, а ведь обидно сознавать, что ты чего-то лишен. Кто-то назовет это завистью, но, когда вам постоянно со всех сторон показывают примеры материального успеха и насаждается культура богатых и знаменитых, есть от чего расстроиться… Противоречия внутри прекариата настраивают людей друг против друга, не давая им осознать, что сама общественная и экономическая структура является причиной их невзгод. Многих привлекут популистские политиканы и неофашистские призывы; мы уже видим, как этот процесс пошел по всей Европе, в США и в других странах».
Не для всех и не везде
Скептическое отношение к «светлому технологическому будущему» разделяют и многие российские экономисты и социологи.
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/2018/...