Реклама Google — средство выживания форумов :)
Предположим, что на горизонте нескольких лет США ожидает рецессия. Ожидает по множеству причин, хотя бы потому, что рост всегда рано или поздно охлаждается. Если даже на фоне экономического подъема США закладывают дефицит бюджета в 4–5% ВВП, то при рецессии стоит ожидать уже 10–12% ВВП. А это потребует гигантских объемов финансирования за счет эмиссии тех же Treasuries — на уровне $2 трлн или даже $2,5 трлн в год. Это умопомрачительные суммы. Мир (в том числе и сами резиденты Америки) сейчас финансирует США, скупая Treasuries почти на $1 трлн в год. Но сможет ли он (и захочет ли?) покупать, грубо говоря, вдвое больший объем гособлигаций? Потенциально это возможная точка бифуркации как для экономики США в целом, так и для роли доллара в качестве мировой валюты.
Насколько реалистичен такой сценарий? Сейчас сказать трудно. Важно учитывать не только возможные сложности с госфинансами в США, но и массу других обстоятельств. Во-первых, мы не знаем, как справится с будущим кризисом Китай (кризис, зреющий уже десятилетие, вряд ли окажется для Пекина безболезненным). Во-вторых, неизвестно, что в итоге станется со второй по значимости мировой валютой — евро. Здесь проблем не меньше, чем у доллара, а скорее даже больше. И потенциально проблемы еврозоны могут укрепить роль доллара в мировой экономике. Так что вероятность вышеописанного сценария дедолларизации не стоит преувеличивать. Это лишь шанс, которым крупнейшие игроки вне Америки, прежде всего Китай, возможно, не захотят или, что более вероятно, не смогут воспользоваться. Тем не менее считать что-то незыблемым опасно, и любая фантастическая привилегия, если ею злоупотреблять, рано или поздно будет утрачена.
«Мы понимаем, как эта схема должна работать, она должна быть описана в соглашении. Китайская сторона не менее, а может быть, и более заинтересована — поскольку это вчера было заявлено председателем КНР,— в том, чтобы такое соглашение было подписано в кратчайшие сроки. Было бы отлично, если бы мы смогли подписать до конца года»,— отметил глава ВЭБ по итогам российско-китайских межправительственных переговоров (цитата по ТАСС).
По его словам, проект соглашения о взаимных расчетах уже представлен главам правительств России и Китая. Господин Шувалов уточнил, что документ обсуждали «и министры финансов, и заместители председателя правительства РФ, и заместитель премьера госсовета КНР». Глава ВЭБ добавил, что председатель КНР уже сказал, «какие вещи они точно хотели бы отразить в таком соглашении». «Договорились, что в ближайшие недели консультации пройдут. Было определено ведомство со стороны китайского правительства — это Министерство коммерции, как было сказано. ВЭБ в этой работе будет принимать непосредственное участие. Надо договориться, как мы будем работать и кто будет уполномоченным оператором с каждой стороны»,— сказал Игорь Шувалов.
Основатель крупнейшего в мире хедж-фонда Bridgewater Associates Рэй Далио в интервью Bloomberg TV заявил, что курс доллара обвалится на 30% в случае, если американская валюта утратит свой статус мировой резервной валюты — и это станет для Америки «худшим кошмаром».
По мнению миллиардера, причиной обвала курса доллара может стать дальнейший рост "тройного дефицита США" - дефицита бюджета, дефицита торгового баланса и дефицита счета текущих операций. Тройной дефицит США вскоре отпугнет иностранных покупателей облигаций Казначейства, что спровоцирует взрывной рост их доходности и обвальное падение курса доллара на 30%. В таком случае, место доллара в качестве основного мирового резервного актива займут другие валюты, однако назвать их эксперт отказался.
«Роль доллара снизится, а владельцы американских бондов пострадают. И тогда вы увидите усиление позиций других валют. Каких именно? Ну, это слишком большая тема для текущего разговора», — заявил Далио.
Также Далио отметил роль золота, сказав, что инвесторы должны рассмотреть возможность размещения от 5 до 10 процентов своих активов в драгоценном металле в качестве хеджа против политических рисков.
Рэй Далио видит на сегодняшних рынках параллели с 1930-ми годами. Как и 80 лет назад, финансовые рынки находятся на поздних этапах своего краткосрочного бизнес-цикла, учитывая, что Федеральная резервная система ужесточает денежно-кредитную политику, а цены на акции в США достигают рекордных максимумов.
Помимо всего прочего, мир наводнен долгами и эта долгосрочная проблема без простого решения, учитывая, что процентные ставки во многих странах с развитой рыночной экономикой остаются почти рекордными, а центральные банки уже приобрели активы на триллионы долларов.
Рэй Далио последовательно критикует политику повышения ставок ФРС. По его словам, если курс доллара обвалится, по крайней мере, у регулятора не будет нужды таргетировать инфляцию.
На графике "вес" индекса в граммах золота (синий) и график индекса SP500 (оранжевый) с 1979 года по сегодня. График "веса" (синий) нормализован для наглядности (количество грамм умножено на 10).
....
До 2001 года существовала четкая корреляция цены индекса в граммах и самого индекса. После него они поплыли каждый своим путем. Фактически на графике можно визуально оценить уровень "капитализации" экономики США.
Но реальность такова, что сила доллара как раз и является ахиллесовой пятой империи. Точно так же, как использование доллара в качестве платежного средства ведет к большей зависимости от него в процессе накопления, так и признаки слабости могут привести к большей волатильности этой валюты в процессе ее использования. Эти изменения могут проявиться гораздо раньше, чем принято в обычное время. Сочетание событий может вызвать глубинные изменения в течение нескольких лет. Значение доллара в торговых сделках постепенно снижалось в мировом масштабе, однако эта тенденция может значительно ускориться в ближайшие годы.
В настоящее время наиболее сильными соперниками доллара являются евро и юань. Евро пошатнулось после кризиса 2018 года, но сумело устоять. Юань укрепился в 2016 году, когда МВФ включил его в список валют, которые используются для определения стоимости специальных прав заимствования (искусственное резервное и платежное средство, эмитируемое МВФ — прим. ред.). Создание китайского рынка фьючерсов для торговли нефтью способствовало укреплению юаня, хотя он по-прежнему отстает от доллара. Подытоживая, можно сказать, что европейское раздражение тем, что можно назвать несоразмерной привилегией США, а также устремления Китая переплетаются в одно целое и образуют самую серьезную угрозу гегемонии доллара. Грядущий экономический спад может ослабить доллар, какие бы меры ни принимала Федеральная резервная система.
Без валютной гегемонии американской империи не устоять. Как бы парадоксально это ни звучало, господствующее положение доллара является и его ахиллесовой пятой. Если развал Британской империи положил конец гегемонии фунта стерлингов, то сегодня переход к новой господствующей валюте может пройти под знаком обратной причинно-следственной связи: конец господства доллара будет означать сумерки американской империи.
По правилам КБН капитал банков делится на три категории. Высшей категорией всегда были деньги (валюта) в наличной и безналичной формах. Далее казначейские бумаги с высшими рейтинговыми оценками (в первую очередь казначейские облигации США). А в составе третьей, низшей категории находилось золото, которое рассматривалось как подобие денег. И расчёт собственного капитала банками осуществлялся исходя из оценки имеющегося у банка золота в размере 50% его рыночной стоимости. Естественно, что при такой дискриминации золота у банков не было особого желания накапливать драгоценный металл.
Так вот, с 29 марта банкам разрешено учитывать золото в составе собственного капитала по 100-процентной цене. Золото переходит из третьей в первую категорию. Это означает, что с 29 марта золото опять становится полноценными деньгами – как доллар, евро или британский фунт. Может быть, после 29 марта внешне всё будет выглядеть так же, как и раньше, но всё равно «золотая мина» должна будет взорваться.
Примечательно, что после принятия «Базеля-III» центробанки прекратили продавать жёлтый металл. Больше того: они стали ярко выраженными нетто-покупателями золота. В 2018 году центробанки всего мира нарастили свои официальные запасы золота на 651,5 т – это крупнейший показатель с 1971 года, когда был отменён золотой стандарт. И это на 74% больше, чем в 2017 году (374,8 т). Данные взяты из отчёта «Динамика спроса на золото» (Gold Demand Trends) Всемирного совета по золоту.
Банк России с огромным отрывом стал крупнейшим покупателем золота в 2018 году. Его золотой запас увеличился на рекордные 274,3 тонны, это 42% всех прошлогодних закупок золота центробанками. На втором месте по закупкам золота – Центробанк Турции (+51,5 т), на третьем – Центробанк Казахстана (+50,6 т). Среди ведущих покупателей по итогам прошлого года числятся Индия (+40,5 т), Польша (+25,7 т), Монголия (+22 т). Польша в прошлом году стала первой страной Евросоюза с 1998 года, купившей золото в резервы. Всех удивил также Центробанк Венгрии, который не покупал золото с 1986 года, а в октябре прошлого года неожиданно увеличил свой золотой запас в десять раз – с 3,1 т до 31,5 т.
Впрочем, картина закупок золота центробанками, представленная в отчёте Всемирного совета по золоту, неполная и не очень точная. Согласно экспертным оценкам, в последние годы крупнейшим покупателем жёлтого металла на мировом рынке среди центробанков наряду с Банком России является Народный банк Китая (НБК). Однако данные о наращивании китайским Центробанком золотого резерва скрыты, лишь иногда статистика НБК фиксирует некоторые приросты золотых запасов.
По состоянию на февраль 2019 года ведущими странами по величине золотых резервов, согласно официальным данным, являются (тонн): США – 8.133,5; Германия – 3.369,7; Италия – 2.451,8; Франция – 2.436,0; Россия – 2.119,2; Китай – 1.864,3; Швейцария – 1.040,0.
На фоне «воскресшего» золота другие финансовые инструменты будут выглядеть неважно. Активы и «портфели» участников мировых финансовых рынков будут менять свою структуру в пользу жёлтого металла за счёт сокращения позиций таких инструментов, как долговые и долевые ценные бумаги. Спекулянты, у которых нет доступа к печатному станку, будут стремиться прикупить золото за счёт денег, которые они выручат от продажи государственных и корпоративных облигаций, а также акций. Мир сегодня и так находится на грани второй волны финансового кризиса, а его спусковым крючком может стать вступление в силу «золотого правила» «Базеля-III». Возможно, для тех, кто выживет в кризисе, золото вновь займёт свое законное место в мире денег.
По данным его источников, власти Саудовской Аравии на протяжении нескольких месяцев обсуждают такой вариант. Они уже сообщили представителям США о том, что Эр-Рияд может отказаться от расчетов в долларах, если данный законодательный акт будет принят, сообщает агентство. Кроме того, данный план саудиты также обсуждали с другими членами ОПЕК.
Как отмечает агентство, шансы того, что документ будет принят и вступит в силу, не так велики. Однако тот факт, что Эр-Рияд рассматривает возможность отказаться от расчетов в американской валюте при совершении нефтяных сделок, демонстрирует недовольство Саудовской Аравии перспективой вовлечения в антимонопольные тяжбы в судах в США, сообщает агентство.
Законопроект в его нынешнем виде предусматривает наделение судов США полномочиями рассматривать антимонопольные иски в адрес стран ОПЕК и других государств, участвующих в картельных сговорах на нефтяном рынке. При этом незаконными признаются любые совместные действия правительств других стран, направленные на ограничение добычи нефти и установление цен на нее. Министр энергетики США Рик Перри ранее предупредил Конгресс о том, что принятие законопроекта может стимулировать резкий рост цен на нефть.
«Процессы дедолларизации начали складываться не вчера. Они являются продолжением естественного тренда на становление рубля как устойчивой и крепкой валюты, что и вытесняет доллар из отечественных расчётов», — заявил он.
По его словам, валютная структура, согласно которой за собственный экспорт страна получает национальную валюту, является признаком экономического развития.
Как отметил Трошин, в ряде случаев Россия может пойти навстречу развивающимся странам, которым нужно пополнять валютные резервы и которые не могут себе позволить экспорт за нацвалюту.
«А в целом уменьшение роли доллара в экспорте и импорте при торговле с третьими странами можно назвать позитивной тенденцией, так как доля американской валюты сегодня слишком сильно превышает долю США во внешней торговле и в мире в целом»
По словам эксперта, доллар США теряет свои позиции в золотовалютных резервах РФ. В настоящее время объем американской национальной валюты составляет 22%, а раньше показатель держался на отметке 46%. На месте доллара сейчас находится золото, доля в резервах которого выросла до 19% за последние десять лет.
Шифф подчеркнул, что роль американского доллара в качестве главной резервной валюты, возможно, в ближайшее время будет поставлена под сомнение.
«Я думаю, что ставка русских на золото обусловлена пониманием, что на мир надвигается масштабный долларовый кризис. После того, как США вывели мировую экономику из золотого стандарта, финансовая система была переведена на долларовый стандарт», — заметил эксперт.
По его мнению, вера в надежность американской валюты постепенно угасает, и долларовый кризис неизбежен. Финансист заметил, что когда он начнется, единственным жизнеспособным финансовым инструментом будут обеспеченные золотом реальные деньги.
Собеседник издания сообщил, что Вашингтон использует национальную валюту в качестве глобального оружия, а это не нравится ни одной стране, в том числе и России, которая уже заявила о плане отказа от доллара.
Надо создать единую азиатскую валюту для торговли между странами. Такое предложение сделал премьер Малазийи. Пойдет ли на это главная экономика в регионе – Китай? И получится ли у азиатов сделать то, что пытались сделать европейцы – создать новую валютную систему в противовес доллару?
«Если азиатские страны хотят сплотиться, им следует начать с создания общей торговой валюты на базе золотого стандарта, потому что золото гораздо стабильнее. Ее будут использовать не для внутренних расчетов, а только в торговых операциях [между странами]», – заявил премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад во время выступления на экономическом форуме в Токио, посвященном развитию Азии, передает Reuters.
Он отметил, что «при нынешней мировой системе обмена валют местные платежные средства подвержены внешним факторам и становятся объектом манипуляций».
Ситуация с альтернативными доллару валютами для международной торговли и системами обмена межбанковской информацией, которые могут заменить SWIFT, — это далеко не пример нормальной рыночной конкуренции. И ее нельзя оценивать исходя из таких параметров, как "рыночная доля" или "предпочтение потребителей". Ситуацию можно объяснить с помощью метафоры: представим себе страну, которая зависима от поставок продовольствия из недружественного государства. В условиях отсутствия альтернатив поставщик продовольствия может как угодно шантажировать покупателей, ибо альтернативой подчинения является голод. Теперь представим, что ситуация изменилась и у страны-импортера появился еще один поставщик продовольствия, но весь ассортимент, который он предлагает, сводится к гречке "с дымком" и консервированной тушенке, причем не очень дешевой.
Очевидно, что в условиях свободной конкуренции этот второй поставщик не имеет шансов отнять существенную долю рынка, но самим фактом своего существования он ликвидирует возможность шантажа голодом и ломает всю систему отношений между жертвой и шантажистом, существовавшую до этого. С долларовой системой — аналогичная ситуация. Для того чтобы "вырвать доллару клыки", совсем не требуется создание полноценной замены. Достаточно появления валют и систем торговли, позволяющих странам, которым угрожает Вашингтон, продолжать (пускай и в не самой удобной форме) внешнеторговую и финансовую деятельность даже при введении тотальных финансовых санкций со стороны США.
Движение по дедолларизации постепенно "перемалывает" своих административных оппонентов в самых разных странах, которые в той или иной степени пострадали от американских санкций или дипломатического давления. Европейские, китайские, российские чиновники и "капитаны бизнеса" постепенно свыкаются с мыслью о том, что обходы долларовой системы строить надо и альтернативной стратегии просто нет. Особенно остро борьба за финансовый суверенитет проявляется в Евросоюзе, где претенденты на должность следующего руководителя Европейского центрального банка присягают на верность идее интернационализации евро и защиты Евросоюза от долларового давления.
Способность США использовать доллар в качестве "санкционной дубинки" сейчас ниже, чем в прошлом, и будет снижаться дальше. Перед Вашингтоном стоит незавидный выбор: использовать "дубинку" на полную катушку напоследок или, наоборот, проявить сдержанность и сохранить наиболее жесткие меры на самый крайний случай. Просто потому, что страх — зачастую самое мощное оружие. Если первые несколько лет президентства Трампа нас хоть чему-то научили, то можно смело ставить на то, что Белый дом выберет максимально агрессивный вариант с максимальным краткосрочным эффектом. Ирония судьбы: как справедливо отмечают американские журналисты, именно такие действия и стимулируют весь остальной мир избавляться от долларовой зависимости как можно скорее.