Реклама Google — средство выживания форумов :)
— Всех волнует судьба российской пенсионной системы. Многие эксперты говорят про необходимость повышения пенсионного возраста. Но в феврале вы сказали, что «время для этого еще не настало». Как вы считаете, когда такое время настанет и настанет ли вообще? Не пора ли браться всерьез за решение проблемы несбалансированности пенсионной системы?
— Мы все-таки должны исходить из каких-то предпосылок. Говорят: «Вот, назрела необходимость решать такую-то проблему». Но разве население стучится в дверь и говорит: «Повысьте пенсионный возраст»? Какие-то группы, молодежь, вот вы сами этого требуете? Вы считаете, что надо повысить пенсионный возраст? Как вы думаете, запрос от общества
на это есть?
— Запроса от общества, пожалуй, нет.
— Я понимаю, если бы молодежь сказала: «Мы проанализировали, мы понимаем, что, если сейчас этого не сделать, мы останемся без пенсии вообще». Но ведь этого нет.
Но давайте порассуждаем: кто такой эксперт? Сообщество специалистов его аттестовало, экзамены приняло? Или просто нарекли: это эксперт по пенсионным вопросам, а это эксперт по вопросам организации работы психоневрологических интернатов? ... У нас есть очень много так называемых экспертов, которые не разбираются в сути вопроса.
— Если вы поговорите с экспертами, которые готовят предложения по пенсионным реформам, они вам скажут: «У нас нет данных. Мы не можем в Пенсионном фонде получить детализированные данные. Дайте нам доступ к персонифицированному учету». Я вас уверяю, что у большинства даже признанных экспертов большой дефицит актуальных данных. К персонифицированному учету невозможно дать доступ: это персональные данные. По ним мы можем дать только агрегированную информацию.
Я все время пытаюсь объяснить, что есть трансферты Пенсионному фонду, в связи с тем что ПФР выполняет непенсионные функции: администрирует, допустим, материнский капитал, различные выплаты, например региональные социальные доплаты к пенсиям или софинансирование региональных программ по строительству социальных учреждений. По большому счету это не функции Пенсионного фонда, но, так как нам нужен оператор, который средства будет доводить до населения, ПФР этим и занимается.
Есть трансферты, которые связаны с тем, что государство приняло решение, что одни работодатели будут платить во внебюджетные государственные фонды меньше других. Например, принимаем решение по территориям опережающего развития: устанавливаем тариф страховых взносов не 22%, а 6%. К тому же по законодательству тариф в Пенсионный фонд составляет 26%, но каждый год правительство продлевает льготу и определяет тариф в размере 22%. То есть работодатели вместо 26% — того тарифа, который должен обеспечить пенсионные права, — платят 22%, а это минус почти 500 млрд руб. в годовом обеспечении пенсионной системы. Установили льготные тарифы в ТОРах (территории опережающего развития. — РБК), свободных экономических зонах, для малого бизнеса, IT-отрасли. Но пенсии в солидарной системе нужно платить сегодня, поэтому, когда мы принимаем решение о льготировании, автоматически осуществляется трансферт.
Если бы не было льгот, то не было бы трансферта Пенсионному фонду, не было бы никакой несбалансированности.
— Вы хотите сказать, что первичная система пенсионного обеспечения, то есть без этих дополнительных функций ПФР, у нас не является дефицитной?
Говорить о том, что пенсионная система дефицитная, глубоко неверно. Она дефицитна только в силу наших решений. Дефицит в Пенсионном фонде рукотворный. Он связан не с тем, что пенсионеров больше, чем работающих, или с демографией, или с чем-то еще, — он возникает исключительно в силу норм закона. Вот этого многие не понимают, в том числе некоторые эксперты.
— Вы считаете, что льгот по страховым взносам быть не должно?
— Льгот в страховых тарифах не может быть в принципе. Страховые системы строятся таким образом, что льгот быть не должно. У вас есть льготы по ОСАГО?
— Нет.
— Потому что в голову никому такого не придет. Страховая компания вам же не говорит, что если у вас двое детей, то вам положены льготы. Все прописано в страховой системе: машина с таким-то двигателем, ваш водительский стаж, ваши нарушения. И в нашей системе страхования так же: если у работодателя есть вредные рабочие места, он платит надбавку к страховому тарифу. Если у гражданина нет подтвержденного стажа работы в 15 лет, значит, он не войдет в пенсионную систему, будет получать не страховую пенсию, а социальную, которая ниже страховой.
В ОСАГО нет такого, что в какой-то свободной экономической зоне все освобождены, и это даже представить невозможно. А по страховым взносам, в такой же страховой системе почему-то есть. Это теоретически неверно. И в стратегии долгосрочного развития пенсионной системы записано, что необходимо уйти от льгот.
«Мне действительно предложили покинуть пост заместителя главы Омской области. Губернатор вчера вечером пригласил меня и сообщил об этом. Я попросила доработать три месяца до пенсии, чтобы уйти с почестями, но нет», – рассказала Татьяна Вижевитова.
«Для меня это неожиданность. Всю свою жизнь работала эффективно. Работу вице-губернатора очень любила, относилась к ней ответственно, выполняла все поручения, работая с людьми, выезжая в районы. Даже не знаю, на что теперь жить. Пока распоряжения о моем увольнении нет, когда отдадут трудовую книжку, тоже неизвестно», – поделилась вице-губернатор.
Первоначальное предложение правительства увеличить возраст выхода на заслуженный отдых для женщин до 63 лет, для мужчин — до 65 лет вызвало неоднозначную реакцию общества. Летом в десятках российских регионов прошли акции протеста, при этом обсуждение пенсионного вопроса совпало с проведением в России чемпионата мира по футболу.
Численность акций была разной — от нескольких десятков человек до нескольких тысяч, не везде митинги были согласованны. Участники протестов приняли резолюции с требованием к Госдуме отказаться от пенсионной реформы, а также потребовали отставки правительства.
Как следует из соцопроса «Левада-центра», проведенного в сентябре пошлого года, 63% россиян относятся «резко отрицательно» к повышению пенсионного возраста, еще 22% — «скорее отрицательно».
Социолог «Левада-центра» Денис Волков отмечал, что в целом недовольны реформой все социальные группы, но выше недовольство среди работающих (от самых молодых и до предпенсионного возраста) и среди малоимущих.
мы уже жили. Было прикольно, пока был помоложеВ бурном море людей и событий,
не щадя живота своего,
Совершите вы массу открытий,
иногда не желая того
В 2000-х я был против повышений пенсионного возраста. В 2005 году во время Прямой линии сказал, что пока я президент, повышения не произойдет. В то время такая позиция была обоснованной, повышать пенсионный возраст в 90-х и середине 2000-х было категорически нельзя. Если бы мы тогда начали повышать пенсионный возраст, многие семьи особенно в сельской местности и малых городах просто лишились бы единственного источника доходов. Число бедных стало бы еще больше. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто «съела» бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы ещё больше. Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.