Лидеры продолжили обсуждение обстоятельств инцидента с учётом того, что представленная армией Израиля информация об операции израильской авиации над территорией Сирии расходится с выводами Министерства обороны России.
В Кремле отметили, что Москва исходит из того, что основной причиной трагедии с Ил-20 стали именно действия ВВС Израиля.
«Владимир Путин акцентировал, что принятые Россией решения по укреплению боевых возможностей сирийских ПВО адекватны сложившейся ситуации и направлены прежде всего на предотвращение любой потенциальной угрозы жизни российских военнослужащих, выполняющих задачи по борьбе с международным терроризмом», — говорится в сообщении.
Ранее министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что действия Израиля вынудили российскую сторону принять ответные меры по повышению безопасности российских военных в Сирии.
Первое заявление российского Министерства обороны, которое ведомство сделало во вторник утром, содержало непривычно суровые формулировки. В инциденте обвинялся Израиль. Это напомнило о том, что точечной координации безопасности даже на уровне лидеров государств недостаточно, когда речь идёт о конфликте интересов и массированном применение силы. В заявлении Россия назвала нападение Израиля «преднамеренной провокацией» и дала понять, что оставляет за собой право отреагировать на убийство своих солдат. Скорость, с которой Россия стала говорить о возмездии, должна стать для Иерусалима тревожным сигналом.
Еще слишком рано говорить о том, нанесёт ли этот инцидент вред отношениям с Россией или станет лишь неудачным эпизодом. Еще слишком рано говорить о том, введёт ли Россия ограничения на свободу действий Израиля в отношении иранских целей в Сирии, а если такое случится, подорвёт ли это способность Израиля противостоять иранской агрессии. В отсутствие США на сирийском фронте Россия — важный партнер в борьбе против консолидации Ирана.
Однако, независимо от ответа России, инцидент должен напомнить Израилю о том, что Сирия не стрелковый полигон. По данным зарубежных СМИ, израильские бомбардировки в Сирии начались менее чем через год после начала гражданской войны в январе 2012 года. Около двух недель назад сам Израиль сделал заявление о более чем 200 воздушных ударах по Сирии с 2017 года в попытке предотвратить укрепления Ирана. Мы не должны забывать, что удары по Сирии, как и любые военные действия, не лишены рисков.
Surveillance mission over eastern Mediterranean Sea for this Israeli Air Force Gulfstream G550 Nachshon Shavit (679).
— ItaMilRadar (@ItaMilRadar) September 27, 2018
In the same area another G550 (537) is making a similar mission.#Israel #Lebanon #Syria pic.twitter.com/ED0chtGc5p
Эти ограничения Израилю нужны были как воздух. Спесивость и геополитические реалии последних лет позволяли Израилю любые бесчинства. Патрулировать небо над Ливаном как свое собственное — пожалуйста. Бомбить Сирию, словно Сектор Газа — пожалуйста. Постоянно чинить в Газе разгром и держать ее под вечной осадой (при непрекращающейся осаде Западного Берега) — само собой разумеется. Наконец-то кто-то не выдержал и заявил: хватит! По крайней мере, в Сирии этому будет положен конец. Спасибо тебе, матушка Россия, за то, что укоротила зарвавшегося ребенка, которого давно не ставили на место.
То, насколько Израиль опешил от российского ответа, и охвативший его паралич лишь доказывают, как нужен был ответственный взрослый, который бы его обуздал. Кто-нибудь доселе осмелился ограничить свободу передвижения Израиля в другой стране? Кто-нибудь когда-нибудь помешал Израилю хозяйничать в чужом воздушном пространстве? Кто-нибудь воспротивился, когда Израиль бомбил, сколько заблагорассудится? С таким странным явлением Израиль не сталкивался десятилетиями. Разумеется, «Исраэль Хайом» сообщила, что в России на марше антисемитизм. Израиль готовится в очередной раз разыграть карту жертвы, но его заносчивость куда-то испарилась.
Россия, сама того не желая, может оказаться для Израиля полезнее всей оголтелой, разлагающей поддержки со стороны нынешней американской администрации, да и ее предшественников тоже.
Россия показала миру, как надо общаться с Израилем на единственном языке, который он понимает. Пусть те, кого действительно заботит благосостояние Израиля и справедливость, поймут, как это делается: силой — и только. Израиль начинает поступать правильно, лишь когда его наказывают или вынуждают отвечать за свои поступки. Теперь израильские ВВС лишний раз подумают, прежде чем закатывать в Сирии очередную бомбардировку, чей смысл — если он вообще есть — остается неизвестным.
Неоспоримо то, что российский Ил-20М был сбит сирийскими военными, а поэтому вполне возможно, что русские не позволят экипажам Асада эксплуатировать С-300. А с учетом заявления Шойгу о том, что Москва оснастит командные пункты режима Асада «автоматизированными системами управления, которые поставляются только в российские вооруженные силы», дабы «обеспечить централизованное управление всеми силами и средствами ПВО Сирии», нельзя исключать, что Кремль планирует переподчинить себе всю сирийскую ПВО. Безусловно, при такой системе подчинения слабо подготовленные и плохо мотивированные сирийские военные не смогут в панике атаковать своих, оказавшись под огнем противника.
Более того, если русские будут управлять сирийскими средствами ПВО, Израилю будет намного сложнее наносить удары по войскам Асада и иранским силам, которые действуют в Сирии. Израиль вряд ли сможет наносить удары непосредственно по сирийским целям во время своих авианалетов, зная о том, что в перекрестье его прицела могут попасть русские, потому что Кремль не оставит безнаказанным второй инцидент такого рода. Таким образом, присутствие дополнительных российских сил станет для Израиля сдерживающим фактором и ограничит его возможности по ведению боевых действий в Сирии.
Конечно, если Россия все-таки передаст комплексы С-300 сирийским операторам, появится вполне определенная вероятность того, что Израиль попытается уничтожить эти комплексы. У него для этого есть идеальное средство — недавно закупленные единые ударные истребители F-35. Но в ближайшем будущем, когда на сирийских С-300 будут работать российские экипажи, возможности Израиля по нанесению ударов по целям в Сирии будут ограничены.
идеальное средство — недавно закупленные единые ударные истребители F-35.