С самого начала оговорюсь, что аналогия не претендует на особую глубину. Она является поверхностной, рассматривающей внешние элементы сходства, подобно тому, как это делается при сравнении течения жидкости по трубе с электрическим током
Методика проведения гидродинамической аналогии на учебных занятиях по физике
Далее под коммунизмом будет подразумеваться марксистское учение, а под социализмом---практика социалистических государств, созданных на его основе.
Сходство между христианством и коммунизмом:
1. Обе системы в своей первоначальной проповеди обращены ко всему человечеству, без различия рас и национальностей.
2. Обе системы своей целью провозглашают счастье всех людей и гармоничное общественное устройство (христианство---в форме «Царства божия», марксизм---в форме коммунистического общества)
3. В обеих системах большое место отводится критике существующих общественных порядков (в христианстве---рабовладельческого Рима и др. несправедливых обществ, в марксизме---капитализма)
4. В начальной стадии своей деятельности (для христианства это было время гонений в Римской империи, для марксизма---время революционной деятельности в Европе в конце 19-го---начале 20 веков) последователи обеих систем показали многочисленные примеры силы духа, самоотверженности, бескорыстия и других высоких человеческих качеств («героический» период).
5.После завоевания господствующего положения последователи обеих систем продемонстрировали деградацию моральных качеств (оргии кардиналов и симония в Ватикане, коррупция чиновников, закрытое распределение социальных благ для партийной верхушки при бедности народных масс в социалистических государствах).
6. Для обеих систем характерна крайняя степень лицемерия во внешней политике. Как христианство, так и коммунизм постоянно на словах призывали к миру, однако при этом совершали завоевательные походы в другие страны, провоцировали религиозные войны и военные конфликты с последователями других религий. В случае коммунизма это---насильственное установление коммунистического режима в Восточной Европе, поддержка революционных и сепаратистских движений в других странах. Коммунистические страны также отличались аномально высокой степенью милитаризации экономики, постоянно утверждая, что главный принцип их политики---миролюбие.
7. Во внутренней политике репрессии невиданного масштаба также прикрывались такого же невиданного масштаба лицемерием. Инквизиторы требовали от своих жертв обязательного признания в несуществующих преступлениях и покаяния, а также подтверждения абсурдных обвинениях, затем предавали их «милосердной казни без пролития крови» (аутодафе). Очень похожим образом происходили судебные процессы в СССР и других социалистических странах. Такие же абсурдные и неправдоподобные обвинения, то же обязательное признание жертвы, обычно добываемое при помощи пыток. Христианские репрессии оправдывались борьбой за спасение душ верующих, а коммунистические---борьбой за благо народа. Истинные масштабы репрессий тщательно скрывались от населения и там и здесь.
8. Намеренное торможение развития науки и преследования ученых имели место при обеих системах (примеры приводить не буду, все и так знают).
9. Основатели христианства и коммунизма, И.Христос и К.Маркс, были людьми мирных профессий, не имели в своем распоряжении военных сил и не занимали правительственных постов, лично не совершали никаких преступлений. Весьма вероятно, что они не могли предвидеть будущих злодеяний своих последователей.
Сходство между исламом и национал-социализмом
1. Обе системы в своей первоначальной проповеди обращены к определенной, избранной группе людей («верные» в исламе и арийцы в национал-социализме). Все остальные воспринимаются как враги.
2. Обе системы своей целью провозглашают распространение своего влияния и подчинения других народов насильственным путем. Завоевательная война открыто объявляется главной задачей общества.
3. Критика несправедливости существующего общественного устройства имеет второстепенное значение, и используется главным образом в целях пропаганды. Понятие справедливости применяется только к «своим», «чужие» открыто провозглашаются «людьми второго сорта» (или приравниваются к животным). Рабство в самых жестоких формах и истребление целых народов и конфессий одобряется общественной моралью.
4. 5. В обеих системах начальный период был крайне незначителен, ислам и национал-социализм почти сразу образовали государства с господствующей идеологией. По этой причине отсутствовал и «героический» период в развитии обеих систем. Падение нравов в правящей верхушке имело место с самого начала.
6.Как почти все религиозные и государственные системы с развитым пропагандистским аппаратом, ислам и национал-социализм не могли обойтись без лжи и лицемерии, однако в своих публичных заявлениях они были честнее христианства и социализма, открыто провозглашая цели порабощения и истребления других народов и конфессий. Эта, заранее объявленная, беспощадность к побежденным иногда заставляла потенциальные жертвы проявлять невиданный героизм при отпоре (оборона Эгера в 1552г., восстание в Варшавском гетто в 1943г.)
7. Для оправдания внутренних репрессий в обеих системах также основное внимание было уделено не лицемерной словесной шелухе вроде «спасения души еретика» или абсурдных обвинений в шпионаже, а законам. Шариат или Нюрнбергские расовые законы сами по себе нормальному человеку покажутся абсурдом, но их создателям они казались справедливыми и оправданными, а попытками увязать их с нормами общечеловеческой морали мусульмане и нацисты себя не утруждали.
8. Парадоксально, но развитие науки, причем очень заметное, имело место как мусульманском мире в период его расцвета (Ал-Бируни, Ал-Хорезми, Насир ад-Дин, Ибн Рошт, Ибн-Сина и др.), так и в Третьем Рейхе (Вернер фон Браун, Гельмут Вальтер, Г.Шрадер и др.). Наука пользовалась поддержкой правителей (а Улугбек сам был правителем). В Третьем Рейхе государственной поддержкой пользовались, естественно, в первую очередь военные исследования, но они имели большую роль в освоении космоса.
9. Основатели ислама и национал-социализма, пр. Мухаммед и А. Гитлер, с самого начала были главами государственных образований и военными вождями своих движений. Оба основателя сознательно совершали преступления сами и вполне предвидели злодеяния своих последователей (у Гитлера серьезных последователей не оказалось, но от него это не зависело)
Заключение.
С течением времени христианство утратило свой воинственный пыл и беспощадную нетерпимость к инакомыслию, крестовые походы уступили место мирному миссионерству и благотворительности, а сожжение еретиков---экуменизму. Как в знаменитом номере Марселя Марсо, где маска прирастает к лицу, превращаясь в сущность, овечья шкура приросла к волку, и христианский волк в овечьей шкуре превратился в безвредную овцу.
С коммунистическим волком тоже началась похожая метаморфоза, но завершить ее он так не смог. Едва только успел он показать миру островки овечьей шерсти и одно копытце вместо когтистой лапы, и тут же издох в виде химеры с собора Нотр-Дам, съев отравленную приманку мирного сосуществования. Остались от него в разных концах света два несчастных голодных волчонка.
Бешеного волка Фенрира убили всем миром, с огромным трудом, и изрядно потрепанные в схватке охотники поделили в виде трофеев его страшные зубы (крылатые и баллистические ракеты, фосфорорганические ОВ, кислородные торпеды и еще много чего там было делить…)
Из всей четверки хищников сохранился один шакал радикального ислама (до волков, особенно до жуткого сына Локи и Ангрбоды, ему, конечно, далеко). Однако недооценивать его и расслабляться не следует. Известно, что укус шакала может вызвать смертельное заражение крови. В кроткую овечку или другое, полезное в хозяйстве, животное превращаться шакал явно не желает. Пристрелить шакала, как волка со свастикой, не позволяют либерализм и политкорректность. Он это отлично понял, и воспринимает как слабость, которой нужно воспользоваться.
Впрочем, пристреливать шакала никто всерьез не собирается. Белоголовый орлан и лев, громко возмущаясь коварством шакала, тихонько подкармливают его, надеясь натравить на медведя. Щедро подкармливает шакала и покусанный им медведь, имея свои планы. Огромный желтый дракон терпеливо ждет, чем все кончится, и тоже, на всякий случай, старается приручить шакала, подкидывает ему лакомые кусочки и почесывает за ухом.
Кто защитит цивилизацию от этого мелкого, но опасного хищника?
***
Буду весьма признателен всем участникам за отзывы, а также за аргументированные возражения.
1 иллюстрация (фото из Вики), вторую пока не нашел, если кто найдет подходящую, подкиньте, пожалуйста