Ирак находится на грани возобновления гражданской войны. По всей видимости, предотвратить ее могут лишь внешние силы
// expert.ru
Нынешние события в Ираке являются закономерными издержками установления в этой стране демократии. Местных суннитов (составляющих около 20% населения) не устраивает тот факт, что вся власть в Ираке находится в руках шиита Нури аль-Малики. Заставить его делиться при помощи демократических процедур не получается – шииты составляют большую часть населения страны (60%), а уважать права меньшинств и учитывать их интересы в ближневосточной модели демократии как-то не принято. Поэтому любые протесты суннитского меньшинства караются либо армейскими частями, либо шиитскими ополчениями (в апреле, в частности, так был разогнан протест в городе Хавиджа – с полсотней убитых демонстрантов и двумя сотнями раненых). Объединиться все меньшинства страны также не могут – в силу непреодолимых разногласий между курдами и суннитами (один Киркук чего стоит), замешанных на десятилетиях взаимного вырезания. К тому же курдам внутрииракская политика становится все менее интересной. В сентябре будет запущен трубопровод из Курдистана в Турцию, в результате чего объемы вывозимой курдской нефти в обход Багдада вырастут в десятки раз. Фактически Иракский Курдистан обретает независимость...
..В результате в июле в Ираке произошла целая серия терактов, направленных против правительства и местных шиитов. Их статистика только за последние дни впечатляет. 20 июля в Багдаде аккурат после вечерней трапезы, означающей окончание праздника Рамадан, взорвалось 12 припаркованных автомобилей, а также несколько фугасов в других местах. В результате погибло 65 человек, еще около 190 получили ранения различной степени тяжести. В ночь с 21 на 22 июля боевики успешно атаковали две правительственные тюрьмы (одной из них была печально знаменитая тюрьма Абу-Грейб). В результате им удалось убить несколько десятков солдат правительственных войск и охранников, а также выпустить на волю пять сотен своих сторонников (среди которых, по данным местных властей, были и лидеры «Аль-Каиды»). Ответственность за нападение уже взяла на себя группировка «Исламское государство Ирака и Леванта», добавив, что готовила эту операцию несколько месяцев (официальные лица утверждают, что боевики заручились поддержкой некоторых охранников). На сегодняшний день властям удалось отловить лишь 150 сбежавших. 22 июля смертник подорвал колонну иракских военных, отправив на тот свет два десятка иракских солдат и троих находящихся неподалеку мирных жителей.
Естественно, теракты никак не способствуют готовности Нури аль-Малики искать компромисс со своими суннитскими согражданами, а шиитские ополчения отвечают терактами на теракты (в частности, недавно прогремел взрыв в одной из суннитских мечетей). Не исключено, что в ближайшее время в стране могут начаться масштабные этнические чистки.Поскольку у шиитских властей страны нет никакого стимула искать компромисс с суннитами, надежда остается лишь на внешние силы, имеющие влияние на премьер-министра и абсолютно не заинтересованные в возобновлении гражданской войны в Ираке. Речь прежде всего не об американцах, а об Иране и Китае.
На сегодняшний день Иран слишком сильно занят делами в Сирии чтобы еще и разбираться с политическими последствиями возобновления гражданской войны в Ираке – и не исключено, что Нури аль-Малики придется подчиниться требованию из Тегерана. По очень простой причине – на сегодняшний день Исламская Республика является основным союзником и инвестором шиитского Ирака. Тегеран не раз выручал Нури аль-Малики – оказывал давление на его шиитских противников (в частности, на садристов), решал вопросы с курдами. В ответ иракский премьер-министр вплоть до сегодняшнего дня четко соблюдает субординацию – не случайно Ирак отказался поддержать сирийских боевиков, закрыть границу с Сирией и присоединиться к режиму санкций, начав вместо этого активно наращивать торговлю с официальным Дамаском и сотрудничать с сирийским мухабаратом.
Резко против возобновления гражданской войны выступает и Китай, который в последнее время серьезно укрепляет свои позиции на иракском нефтяном рынке. Китай уже покупает у Багдада почти 1,5 млн баррелей в день – половину добываемой Ираком нефти. Не исключено, что вскоре эта цифра еще больше возрастет – китайцы активно заглядываются на месторождения, принадлежащие американским компаниям, в частности Exxon Mobil. В свою очередь, китайцы иракцам очень нужны – местной нефтяной отрасли требуются десятки миллиардов долларов инвестиций, и на сегодняшний день готовность вкладывать такие деньги в послевоенный Ирак выразил лишь Пекин.
В понедельник, 29 июля, в столице Ирака прогремела серия терактов, жертвами которых стали не менее 48 человек, еще 226 получили ранения.
// ria.ru