Саудовская аравия...
Дефицит бюджета страны, жители которой привыкли себе ни в чем не отказывать и размножаться с немыслимой для мира скоростью, достиг в последние годы цифры 100 млрд. долларов.
Это 20% ВВП страны, немыслимая величина для любой экономики мира. Причин такой ситуации три.
Первая и самая главная — это падение цен на нефть, основное богатство страны. Сегодня 90% валютных доходов королевства дает торговля нефтью и нефтепродуктами, а потому резкое падение цен на нее в 2014 году сразу обрушили доходы казны. Вследствие этого бюджетная дыра стала быстро расти, пока не приняла катастрофических размеров.
Вторая — это война в Йемене. Ежегодно она обходится в десятки миллиардов долларов. Королевству приходится не только закупать в большом количестве военную технику и боеприпасы, но и фактически содержать на свои деньги и поддерживаемый им йеменский режим и армию наемников, которая этот режим призвана защищать.
Третья причина проблем — это политика правительства по искусственному поддержанию уровня жизни граждан и быстрый рост населения. Саудовская Аравия на самом деле — лоскутное королевство, в котором много недовольных и которое 80 лет назад собрал «огнем и мечом» основатель страны Абдул-Азиз Аль Сауд. Недовольных много, и с каждым годом их становится все больше и больше. Им всем приходится затыкать рты государственными подачками, а это стоит дорого.
Так дорого, что ноги саудовского верблюда (экономики) подкосились.
Резервы
Вначале саудовские принцы рассчитывали, что период низких цен на нефть будет недолгим, и их золотовалютной подушки, созданной в тучные годы, хватит, чтобы пройти трудный период.
Но год сменялся годом, дефицит становился все «дефицитнее», а просвета в конце тоннеля как не было, так и нет. Золотовалютная подушка стабильно теряет по 11% в год и на сегодня уже стала гораздо меньше 500 млрд. долларов.
Эр-Рияд очень надеялся, что план ОПЕК+ и резкое сокращение трат помогут стабилизировать ситуацию с дефицитом, но пока скорость уменьшения резервов не упала, и это стало для руководства страны большой неожиданностью.
Одновременно саудовские суверенные фонды массово продают акции и выводят деньги из западных, в первую очередь американских рынков. И все это идет на уменьшение дефицита бюджета и финансирования колоссальной программы по перестройке экономики, начатой наследным принцем Мухаммедом в 2015 году. Ее цель — к концу 2020 года увеличить валовую продукцию не нефтяного сектора страны втрое. Но на дворе уже оканчивается 2017 год, а подвижек пока нет. За почти два года действия этой программы заметного роста в этих отраслях не наблюдается, и это стало вторым большим провалом для правящего режима.
Остается последнее средство спасения — раскулачивать саудовских принцев (экспроприация). А если и этот план не удастся, то на Саудовской Аравии можно ставить большой и жирный «крест».
Саудовской аравии осталось жить 5-6 лет (отсчитывай с 2017-го) даже меньше.