В понедельник в Сирии был сбит российский военный самолет Ил-20, на борту которого находились 15 человек. Как получилось, что он попал под дружественный огонь сирийских сил ПВО, и какие у этого будут последствия — разбирался РБК
// www.rbc.ru
Проблема дружественного огня в случае действий зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) большой дальности возникает довольно часто, отмечает ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, военный эксперт Василий Кашин. Только в ходе вторжения в Ирак в 2003 году американские Patriot уничтожили два дружественных истребителя (свой и британский) и чуть не сбили еще один американский, напомнил эксперт.
«Общая проблема для средств ПВО большой дальности — когда у вас в одном секторе воздушного пространства есть свои и чужие», — объяснил Кашин. По его словам, расчет ЗРК работает в условиях сильнейшего стресса, отражая налет, который может быть направлен прямо на него. «Применяются средства радиоэлектронной борьбы, все это накладывается на то, что сама система [С-200] довольно старая и не самая совершенная. Конечно, это повышает вероятность ошибки», — подытожил военный эксперт.
По данным Conflict Intelligence Team, за все атаки Израиля по сирийским объектам, которых, как утверждают израильские военные, было более 200, сирийцам удалось сбить всего один израильский F-16. В CIT также напоминают о сделанном весной заявлении Пентагона о том, что сирийские ПВО вели огонь в основном уже после атаки, предположительно, с целью отчитаться о расходовании боекомплекта. «В этих условиях случайное попадание в российский самолет-разведчик выглядит вполне вероятным», — отмечают в CIT.
Возможно, операторы сирийских средств ПВО сопровождали цель как групповую — то есть вели F-16 и Ил-20 одновременно, а затем произвели пуск ракет, отмечает бывший заместитель командира полка С-200, главный редактор журнала «Воздушно-космический рубеж» Михаил Ходаренок.
«В момент наведения могло произойти разделение этой групповой цели, и головки самонаведения захватили самый мощный сигнал, который дает как раз Ил-20», — пояснил эксперт.
Знакомый с ходом расследования катастрофы источник РБК говорит, что пока рано делать вывод, пытались ли израильские истребители прикрыться российским самолетом. При этом он также отмечает возможность переключения головки самонаведения ракеты на более мощную цель.
Похожая ситуация была в 2001 году, когда над Черным морем пассажирский Ту-154 был непреднамеренно сбит ракетой С-200, запущенной силами ПВО Украины в ходе военных учений, напоминает источник. «Тогда нацеливание ракеты С-200 произошло именно на более ярко-контрастную цель, потому что ракета использовала принцип самонаведения», — пояснил он. По его словам, на любой войне 40% потерь — это дружественный огонь.
В августе 2008 года в ходе войны за Южную Осетию Россия потеряла шесть самолетов. Половина из них была сбита дружественным огнем, говорилось в опубликованном в 2009 году материале издания Moscow Defence Brief.
Подробнее на РБК:
Фатальный промах :: Политика :: Газета РБК