Amoralez> Среди моих знакомых/друзей/соседей - читали много и многие. Даже был распространён взаимный обмен книгами (почитать).
Сам вырос с такой компании, но... Ничуть не меньше было людей, разных возрастов, кто читал только газеты, да и то - погоду и программу ТВ.
Amoralez> "Эллочек-людоедок" и сейчас - более чем достаточно.
А ты представь, как они бесили тогда, когда искусственно созданный книжный дефицит был реальностью...
Amoralez> Я имел ввиду то обстоятельство что подписка на ряд изданий - была проблематичной, ввиду их большой популярности.
Ещё раз повторю - это не из-за действительной нехватки единиц экземпляров. И полиграфических мощностей вполне хватало. Система принудительного распределения по совершенно дебильным схемам - вот корень зла. Положено на Киргизию 1/15 часть тиража любого издания - они отгрузят. И будут в аулах и кишлаках выцветать книги, которые не достались тебе в твоём родном городе.
Взять хотя бы такую изумительную (по изначальной задумке) вещь, как подписные издания. Что всегда боялись издатели и книготорговцы? Просчитаться с тиражом. Много издали, неликвиды пошли в убыток. Мало - нужно ломать планы, ставить допечатку. А ведь план на следующий год верстался уже до начала зимы. За давностью лет точный месяц не скажу, но минимум в октябре, если не раньше, мы начинали получать тематические планы всех центральных издательств.
Кстати, небольшое отступление: если все изданные в Москве и Ленинграде книги в обязательном порядке делились на все республики, то вот республиканские издательства, не говоря про краевые/областные и т.п. ни фига ничего в центр планово не поставляли, реализуя продукцию на местах. То есть молдавскую фантастику в Москве доставали левой ногой через правое ухо.
Для примера можно глянуть тут, кто и что там издавал:
На этом сайте трудами нескольких сотен человек собирается информация о фантастике, фэнтези и обо всём, что с ними связано.
// fantlab.ru
К слову говоря, только в одном из молдавских сборников повторно напечатали великолепный рассказ Джеймса Ганна "Где бы ты ни был...", впервые, и надолго единственный раз, изданный в десятом томе БСФ.
Библиотека современной фантастики. Том 10. Антология фантастических рассказов английских и американских писателей
Антология, 1967 год
Это не предсказания (1967) // Автор: Роман Подольный
Поворотный пункт / Turning Point [= The Turning Point; Точка поворота] (1963) // Автор: Пол Андерсон
Зовите меня Джо / Call Me Joe (1957) // Автор: Пол Андерсон
Кимон / Immigrant [= Иммигрант; Один на тысячу] (1954) // Автор: Клиффорд Саймак
Пурпурные поля / The Purple Fields (1953) // Автор: Роберт Крэйн
Нулевой потенциал / Null-P (1951) // Автор: Уильям Тенн
Потребители / Consumership (1956) // Автор: Маргарет Сент-Клер
Вершина / The Top (1953) // Автор: Джордж Самнер Элби
Феномен исчезновения / Disappearing Act [= Исчезновения] (1953) // Автор: Альфред Бестер
Пробный камень / Test Piece (1951) // Автор: Эрик Фрэнк Рассел
Мешок / The Sack (1950) // Автор: Уильям Моррисон
Цветы для Элджернона / Flowers for Algernon (1959) // Автор: Дэниел Киз
«Какая прелестная школа!…» / …And Madly Teach (1966) // Автор: Ллойд Биггл-младший
Уровень шума / Noise Level (1952) // Автор: Рэймонд Ф. Джоунс
Тихий вкрадчивый голос / The Still Small Voice (1960) // Автор: Роберт Силверберг
Половина пары / The Half Pair [= Одна из пары; Без пары; Разрозненность] (1957) // Автор: Бертрам Чандлер
Магазин игрушек / Toy Shop (1962) // Автор: Гарри Гаррисон
Я — это другое дело / Pythias [= Сила мысли] (1955) // Автор: Фредерик Пол
Сломанная линейка / Broken Tool [= Последнее испытание] (1959) // Автор: Теодор Томас
Где бы ты ни был / Wherever You May Be [= The Reluctant Witch] (1953) // Автор: Джеймс Ганн
Девушка-одуванчик / The Dandelion Girl (1961) // Автор: Роберт Янг
Котёл с неприятностями / Pile of Trouble [= Сплошные неприятности, Котёл неприятностей, Целый котёл неприятностей] (1948) // Автор: Генри Каттнер
Звездочка светлая, звездочка ранняя / Star Light, Star Bright (1953) // Автор: Альфред Бестер
Просто смешно! / Preposterous [= Чушь какая!] (1954) // Автор: Фредерик Браун
Кто во что горазд / Those Who Can, Do (1965) // Автор: Роберт Куросака
Путевой дневник / Travel Diary (1958) // Автор: Альфред Бестер
Хемингуэй в космосе / Hemingway in Space (1960) // Автор: Кингсли Эмис
Краткие сведения об авторах (1967) // Автор: Александр Евдокимов
На тот момент сборник был просто офигительный! Да и сейчас он большинству нынешнего писева даст фору в десять корпусов и выиграет... И до 90-х практически не было переизданий. Ну не уроды ли?!
Возвращаясь к теме подписных.
В данном случае риска пролететь с тиражом не было в принципе. Сколько денег народ ЗАРАНЕЕ заплатил, столько и печатай. Плюс обязательный процент на библиотеки, которые, кстати, из своего бюджета платили за пополнение фондов.
И что? Было ли хоть одно подписное издание без лимита по количеству? Хрен в сумку, как говорится. И тут ведь не обходилось без маразма. Разнарядка (гадское слово!) приходила в каждую республику, в каждый крупный город, с обязательным распределением части подписок по сельским районам (сразу вспоминаем кишлаки и кочевья среднеазиатских республик, да? Где говорить по-русски кое-как могли, но попробуй заставь пастуха читать ПСС Моэма
). Ясен пень, тут вылезали разные махинации. Формально подписку оформлял Гасан-заде, конюх-передовик, а реально её получал "нужный" человек. Которому она тоже была нужна только как статусная вещь. А читать он бы книгу стал только под угрозой расстрела.
Тотальный контроль, который в реале ни фига не контролировал. Идиотская система распределения, которая только мешала и служила питательной средой для спекуляций. Мода, престиж и остальные фенечки "елиты"...
В итоге к действительно заинтересованным людям книги доходили через пень-колоду. А кому они сто раз не нужны, все стены книжными шкафами занимали...