и перепечатка большой статьи из "Обзора" (перевод статьи из местной lrytas), примечательной тем, что рядом выложены мнения сторон.
Рута Ванагайте. Фото В.Балкунаса, Lrytas.lt
Переводы "Обзора"
Писатель Рута Ванагайте утверждает, что она собрала скандальные факты о литовском офицере, командующем партизанами Адольфасе Раманаускасе-Ванагасе. Якобы партизан был агентом КГБ, а директор Центра Симона Визенталя в Иерусалиме Эфраим Зурофф даже собрал данные об истреблении евреев. Парламентарий историк Арвидас Анушаускас говорит, что Р.Ванагайте, возможно, ничего не известно ни о фальсификациях, ни о попытках скомпрометировать человека. Более того, собеседники LRT.lt отмечали, что попытки дискредитировать героев страны могут только увеличиваться.
// Дальше — maxpark.com
Писатель Рута Ванагайте утверждает, что она собрала скандальные факты о литовском офицере, командующем партизанами Адольфасе Раманаускасе-Ванагасе. Якобы партизан был агентом КГБ, а директор Центра Симона Визенталя в Иерусалиме Эфраим Зурофф даже собрал данные об истреблении евреев.
Парламентарий историк Арвидас Анушаускас говорит, что Р.Ванагайте, возможно, ничего не известно ни о фальсификациях, ни о попытках скомпрометировать человека. Более того, собеседники LRT.lt отмечали, что попытки дискредитировать героев страны могут только увеличиваться.
Р.Ванагайте: А.Раманаускас-Ванагас – вовсе не герой
Комиссия Сейма по исторической памяти государства предлагает
2018 год провозгласить Годом «Саюдиса» и А.Раманаускаса-Ванагаса. В следующем году будет отмечаться 100-летие этого бойца за независимость.
А.Раманаускас-Ванагас с 1947 г. руководил Дайнавским партизанским округом, в 1948-м был избран командующим партизанским регионом Южной Литвы.
В 1997 г. А.Раманаускасу-Ванагасу
был присвоен статус воина-добровольца. В 1998 г. - воинское звание бригадного генерала запаса, а в 1999 г. он был награждён орденом Креста Витиса 1-й степени.
(кстати, есть и гимназия его имени и улицы, и мемориальные таблички, и памятники, прим. моё)
Автор книги о еврейском геноциде в Литве в 1941 году «Mūsiškiai» («Наши») Р.Ванагайте в ближайшем времени собирается идти в парламентскую Комиссию по исторической памяти государства и передать некоторую информацию о А.Раманаускасе-Ванагасе, которая, якобы, «не была предана гласности и о которой, возможно, не известно даже еврейским историкам».
«Когда я писала книгу «Mūsiškiai», то просматривала дело А.Раманаускаса-Ванагаса. Не все 20 томов, но часть их, и обнаружила там очень интересные вещи.
Одно из них - А.Раманаускас-Ванагас
в 1940 г., когда русские пришли в Литву, в период первой советской оккупации,
подписал соглашение о сотрудничестве с НКВД. Он стал агентом НКВД, и сам в этом признался. Потом он не работал, но было зафиксировано, что его уговорили и он подписал соглашение с КГБ.
Второй факт - если вы прочтёте его последние выступления до вынесения приговора, то увидите там сплошные восхваления коммунизма.
И я могу сказать, что никто его не подвергал пыткам.
Он сам говорил в своём последнем слове в суде о том, что его ввели в заблуждение, хотя он и верил в идеалы коммунизма, [говорил, что] был обманут методами, какими эти идеалы реализовывались, и он глубоко сожалеет. Если его наказание будет смягчено, то он исправит ошибки и будет трудиться за идеалы коммунизма и на благо власти Советов», - прокомментировала LRT.lt Р.Ванагайте.
Речи А.Раманаускаса-Ванагаса, по её словам, можно сравнить с речами генерала Йонаса Жямайтиса-Витаутаса, который ничего не признал, и в своей последней речи заявил, что советская власть является его врагом, Литва - оккупирована, а он сожалеет о том, что не смог довести свою борьбу до конца.
«Я не знаю, можно ли в 2018 г. называть агентом КГБ человека, прославлявшего Советский Союз. Почему наши историки не рассматривают жизнь человека во всей её совокупности, а смотрят только на то, что им выгодно», - задаётся вопросом Р.Ванагайте.
Мало того, Р.Ванагайте в беседе с LRT.lt утверждала, что известный охотник за нацистами, директор Иерусалимского Центра Симона Визенталя Э.Зурофф собирается прибыть в Литву и представить данные об участии А.Раманаускаса-Ванагаса в убийствах евреев.
«У меня нет таких данных, но я хочу Комиссии передать тексты выступлений А.Раманаускаса-Ванагаса в суде [...]. Я не знаю, участвовал ли он в убийстве евреев. Я не нашла данных об этом. Я нашла, что он командовал отрядом «белоповязочников», но они только охраняли объекты. Поэтому у меня нет таких данных, но я нашла документы, которые, по моему мнению, тоже скандальные. В то самое время происходили массовые убийства евреев. Если он был командиром «белоповязочников», то, по меньшей мере, действительно об этом знал, возможно, сам не стрелял и не организовывал, но всё равно был участником этих процессов. [...]
Ещё один интересный момент:
он выдал всех своих соратников, всех связников и сторонников, их имена и адреса. Я видела список после его допроса - 27 человек, у которых он скрывался, и все эти люди впоследствии были арестованы. Я не знаю, был ли он слабовольным, или сломался, но уж точно не герой, - сказала Р.Ванагайте.
Р.Ванагайте утверждает, что не хочет, чтобы «год был назван именем агента КГБ и апологета Советского Союза». «Мне интересно, почему мы, как в советские времена, фальсифицируем историю, извлекая из неё только то, что нам выгодно. А.Анушаускас является тем членом комиссии [по исторической памяти государства], который действительно знает о сотрудничестве А.Раманаускаса-Ванагаса с КГБ и о его дифирамбах советской власти. Почему мы из истории извлекаем только то, что выгодно нынешней политике истории? Это делали Советы, но Литва не должна так поступать. Мы должны видеть всю совокупность жизни и деятельности человека», - отметила Р.Ванагайте.
А.Анушаускас: Р.Ванагайте никогда не изучала историю
Член Комиссии Сейма по исторической памяти государства парламентарий историк А.Анушаускас, изучавший дело А.Раманаускаса-Ванагаса, говорит, что Р.Ванагайте дела КГБ оценивает так, будто они являются продуктом правосудия демократического государства.
«Ничего удивительного в том, что человек, который никогда не изучал историю, не знающий, ни как делаются дела, ни как они стенограммируются, ни о том, что из них выпадает и что в них может появиться. Прежде всего, очевидно, что она [Р.Ванагайте] оценивает дела КГБ так же, как продукт правосудия демократического государства. Ей не известно о каких-либо фальсификациях или попытках скомпрометировать человека или о цензуре последних слов», - утверждает парламентарий.
По словам А.Анушаускаса, все тогдашние дела являлись продуктом диктатуры, и они были предназначены не для отправления правосудия, а в первую очередь для компрометации в соответствии с идеологическими задачами. Поэтому в протоколах допроса и стенограммах заседаний имеет место подмена лексики.
«Если допрашиваемый говорит «оккупация», «аннексия», то эти слова просто выбрасываются или заменяются на политически нейтральные.
Если он говорит «партизан», «борец за свободу» - это заменяется словом «бандит». Да, они часто не хотели подписывать эти протоколы, но применялись меры «воздействия». Сейчас мы это называем «пытками», - продолжал А.Анушаускас.
По его словам, НКВД старался завербовать как можно больше людей, и это было лишь стимулом для них уйти в лес.
«Шла война, обе стороны использовали все методы. Перехитрить противника - один из методов. Я знаю десятки случаев, когда подвергавшиеся вербовке или «завербованные» [люди] отправлялись в лес и там погибали. Только примерно в 1952 г. МГБ [Министерство государственной безопасности] признало, что «навербовало» тысячи фиктивных агентов. Тысячи. Потому что здесь тоже были сведения о фальсификации сведений и приписках. Как и везде в советской системе», - подчеркнул историк.
По словам А.Анушаускаса, А.Раманаускас-Ванагас страдал от самых страшных пыток – его кастрировали, выкололи глаз, во время пыток он впал в кому.
«Он понимал, какая его ждёт «справедливость», - пояснил депутат. В биографии А.Раманаускаса-Ванагаса, написанной специалистами Центра исследования геноцида и резистенции населения Литвы, говорится, что он подвергался пыткам с самого начала допросов: «После нескольких часов пыток он находился в очень тяжёлом состоянии. А.Раманаускаса отвезли в тюремную больницу – сотрудники госбезопасности опасались, что подследственный не выживет.
В составленном тюремными врачами акте указано: «На вопросы не отвечает, без сознания, периодические судороги лицевых мышц, всех конечностей тела. Пульс едва ощутимый, мягкий, артериальное давление 60/40. Пациент весь в крови...».
А.Раманаускаса подвергали физическим и моральным пыткам почти год. Заседавший в Вильнюсе в 1957 г. Верховный суд ЛССР приговорил его к смертной казни.
Тереза Бируте Бураускайте, генеральный директор Центра исследования геноцида и резистенции населения Литвы, удивлена тем, что Р.Ванагайте оценивает отдельно по одной детали, но не рассматривает всей совокупности обстоятельств того времени.
«Одно, когда она интерпретирует (вытащив) из контекста, другое – что видят историки, изучив все обстоятельства. Мы всё всегда оцениваем, расставляя в определённой хронологии, принимая во внимание ситуации, положение семьи человека и т.д. Теперь она будет выдёргивать по одному фактику, чтобы этого человека очернить? Что это доказывает? Это доказывает, что Р.Ванагайте не нравится, что мы данного человека уважаем.
Р.Ванагайте оседлала этого конька и ей нужно найти какие-то сведения в доказательство этого. Что это за человек, который может сейчас интерпретировать такие вещи, которые наши историки достаточно хорошо изучили и знают общую картину?», - вопрошает Б.Бураускайте.
По словам директора, в то время учителей действительно вербовали – знакомясь с семейными историями, можно найти данные о том, что А.Раманаускаса-Ванагаса вербовали как учителя. «Но что это значит? Ведь самое главное то, что человек делал после этого. Не было редкостью явление, когда людей, партизан или подозреваемых подвергали жестоким пыткам - так что человек подписывал всё что угодно, лишь бы вырваться из их лап. Но всё дело в том, как человек действовал потом», - подчёркивает Б.Бураускайте.
Ей не ясно, какие цели преследует Р.Ванагайте, поднимая вопрос о Раманаускасе-Ванагасе, но дела партизан чрезвычайно сложны.
«Иногда нас обвиняют в том, что мы часто полагаемся только на основу дел из КГБ, но наши историки ради одного человека изучают дела 10-15 человек, ищут связи. Нет такого, чтобы взяли дело и сделали из этого сенсацию, всё глубоко анализируется», - пояснила глава Центра исследования геноцида и резистенции населения Литвы.
Она уверяет, что историки могут ещё раз пересмотреть дело и даже подискутировать с самой Р.Ванагайте. По словам Б.Бураускайте, непонятно, почему сама Р.Ванагайте не общается с историками страны.
«Никто не пенял бы её за это. Я сама не историк – для меня некоторые исторические факты тоже выглядели как-то иначе, когда я смотрела на них поверхностно, но когда я всё начинаю изучать глубже и обсуждаю это с историками, многое проясняется», - говорит Б.Бураускайте.
По её словам, всегда может появиться какой-то свидетель, могущий изменить оценку того или иного лица, но пока ясно одно: А.Раманаускас-Ванагас заслуживает того, чтобы мы его сейчас почитали.
«И любое вытаскивание отдельных фактов, неясно, в каких целях, невозможно. Необходимо стремиться к истине, а не к сенсациям», - убеждена Б.Бураускайте.
Стремятся приклеить ярлык убийцы евреев?
По словам Б.Бураускайте, Центр исследования геноцида и резистенции населения Литвы не имеет никаких доказательств того, что А.Раманаускас-Ванагас принимал участие в каких-либо действиях, связанных с Холокостом: «Наши специалисты исследовали все материалы, какие только были доступны, - в том числе и публикации, воспоминания современников и т.д. У нас нет информации о том, что он участвовал. Я бы очень хотела поговорить с теми, кто такие сведения имеет. Мы никого не покрываем, у нас нет такой цели».
Распространители слухов, по утверждению Б.Бураускайте, могли базироваться на воспоминаниях Нахмана Душанского, который принимал участие в аресте А.Раманаускаса-Ванагаса.
«Вам известно заключение врача относительно А.Раманаускаса-Ванагаса. Медики КГБ зафиксировали, как его пытали, его просто растерзали. Его следователем был Н.Душанский. Эти его воспоминания - явно клеветническая ложь.
Точно то же самое он говорил о Й.Жямайтисе-Витаутасе, который не был ни в какой структуре, жил с только что родившимся ребёнком в деревне Кяулининкай. Он якобы работал в охранении в концлагере, якобы охранял его.
Знаете, то, о чём я сейчас говорю из рассказанного Н.Душанскисом, каждый может распространять, но почему мы должны полагаться на это и доверять?», - задаёт вопрос Б.Бураускайте.
Глава Центра исследования геноцида и резистенции населения Литвы сожалеет о том, что наше общество очень быстро верит каким-то скандальным слухам, а не выводам специалистов, потому что [эти выводы] - скучные и не скандальные.
«Это очень печально. [...] Можем ли мы иметь героев своего народа, или должны плясать под дудку какого-то «эксперта» вроде Р.Ванагайте?», - вопрошает Б.Бураускайте.
По мнению историка А.Анушаускаса, в КГБ каждому руководителю партизан стремились навесить ярлык убийцы евреев или, по меньшей мере, пособника нацистов, поэтому там вовсю собирали подобные «доказательства».
«Правда, обычно безуспешно. Но так как воссозданное самоуправление литовцев и помогавших ему людей заранее расценивали как коллаборационистов, то все, кто ему помогал считались преступниками. К примеру, охраняли склад, оставшееся без хозяина имущество. Часто забывают, что некоторые люди в 1941 г. уехали из Литвы, были депортированы, а не только убиты», - отмечает парламентарий.
А.Анушаускас сказал, что не удивился бы, если бы Р.Ванагайте или Э.Зурофф попытались превратить А.Раманаускаса-Ванагаса в убийцу евреев.
«Как будто им не известно, что немцы Алитус, Друскининкай заняли в самый первый день войны, и никакого восстания там не было. Пытавшихся вооружиться литовцев, насколько мне известно, просто расстреляли на берегу Нямунаса в Алитусе или где-то в его окрестностях», - указал историк.
По данным Центра исследования геноцида и резистенции населения Литвы, сомнения относительно подобных утверждений, будто А.Раманаускас-Ванагас мог способствовать убийству евреев, вызывает целый ряд обстоятельств.
Первым обстоятельством является то, что сотрудникам органов госбезопасности Литвы удалось выследить и арестовать А.Раманаускаса-Ванагаса. Во время расследования уголовного дела силы безопасности А.Раманаускасу не инкриминировали действия, связанные с геноцидом евреев.
А.Раманаускас в своих показаниях утверждал, что он с началом войны между Германией и СССР прибыл в Друскининкай и примкнул к участникам восстания в июне 1941 г., был командиром отряда охраны имущества. Как командир, он распределял членов отряда на охрану разных складов и магазинов, в которых ещё оставалось какое-то имущество. Этот отряд не совершал каких-либо преступных действий, поскольку в местечке к тому времени уже была сформирована полиция. Оружия у А.Раманаускаса не было, и примерно через две недели он устроился на работу в курортном правлении.
Второе обстоятельство состоит в том, что А.Раманаускас не фигурирует в числе организаторов или участников резни евреев в местностях Алитусского уезда (включая Друскининкай, Мяркине, Бутримонис и Езнас). Ответственность за эту деятельность ложится совсем на других людей. Так утверждать позволяет проведённое историком Арунасом Бубнисом исследование, посвящённое Холокосту в Алитусском уезде.
Л. Кащюнас: Хотят дискредитировать всю идею государственности Литвы?
Депутат и политолог Лауринас Кащюнас LRT.lt сказал, что война за историю и память о войне являются одним из видов информационной войны.
«В данном случае Кремль покушается на массовое сознание общества, одним из элементов которого является историческая память. Наше партизанское движение является основой государственности, закрепляющей традицию государственности Литвы. Если бы удалось дискредитировать этот героический исторический этап, то была бы дискредитирована вся идея литовской государственности. Поэтому не стоит удивляться тому, что Кремль различными способами будет пытаться поливать грязью руководителей нашего партизанского движения. Мы не можем этого допустить. И мы этого не допустим», - заявил Л.Кащюнас.
Аналитик Департамента стратегических коммуникаций Литовской армии Ауксе Усене LRT.lt сказала, что нынешняя шумиха в связи с А.Раманаускасом-Ванагасом возникла из-за того, что 2018 г. хотят назвать годом этого партизана, однако нападки против партизанских руководителей высшего состава в последние несколько лет имели место не раз.
«Всё началось, когда было объявлено о снятии скульптур с Зелёного моста. Этим летом НАТО на Западе показало фильм на английском языке о «лесных братьях». У Кремля вызвало истерию, что какая-то НАТО показывает, что делалось в странах Балтии.
Им [Кремлю] было бы сподручнее показать, что они освободили нас, защитили от нацистов и т.п., а тут вдруг появляются какие-то партизаны. Одним из методов пропаганды является компрометация. Это - не ново», - отметила А.Усене.
Она также сообщила о более ранних случаях очернения партизан.
«Могу привести цитату из опубликованной 13 октября 2015 г. в газете «Laisvas laikraštys» статьи Гедрюса Грабаускаса «Культ нацистских преступников в Литве». Там упоминаются все самые известные партизаны, среди них – Й.Жямайтис-Витаутас, обвинённый в том, будто бы он был надзирателем концлагеря Майданек в Польше, хотя точно известно, что в период немецкой оккупации он вообще никуда из Литвы не выезжал и жил в Каунасе, а затем - в Шилуве.
О А.Раманаускасе-Ванагасе тоже написано, что версия о его возможном участии в преступлениях нацистов за недостатком доказательств пока отвергается. Здесь А.Раманаускас-Ванагас уже «подвешивается».
Самое интересное, что среди всех этих партизан был упомянут и Антанас Импулявичюс. Он действительно убивал евреев, но никогда не был партизаном. Доказательства писаны вилами по воде, просто нужно было очернить», - указала А.Усене.
Она утверждает, что если кому-то «повезёт» очернить А.Раманаускаса-Ванагаса, то тогда смогут перейти и на других партизан.
Витянис РАДЖЮНАС,
lrt.lt
Первоисточник: R. Vanagaitė paskelbė skandalingų faktų apie garsų partizanų vadą: „Jis joks didvyris“
Перевод Владимира Вахмана, "Обзор"
От "Обзора": примечательно, что в ссылке данной публикации на сайте Lrytas.lt упоминается несколько иной вариант заголовка. Возможно, это был первоначальный заголовок статьи: "R.Vanagaite paskelbe skandalingu faktu apie garsu partizanu vada. Valstybingumo ideja pakibo ant plauko".
Но затем, как можно предположить, слова "Valstybingumo ideja pakibo ant plauko" (Идея государственности повисла на волоске") исчезли по какой-то причине.
На это внимание "Обзора" обратил наш внимательный читатель из Вильнюса Пинхос Фридберг, за что редакция ему очень благодарна.