В первую очередь благодаря возможности выхода на пенсию женщин с 55 лет рынок и бюджетная сфера в последние десятилетия получили многомиллионную массу низкооплачиваемого трудового ресурса.
Теперь возникла новая реальность, которая вносит существенные коррективы в давно сформированные жизненные стратегии миллионов. Но корректировать свою жизнь придется не только обывателю, но и государству.
Жизнь в регионах дает много примеров. Скажем, в любой районной больнице по всей стране, костяк технического персонала — женщины в возрасте от 50 лет и выше. Все они получают смехотворную зарплату за тяжелый труд, кстати, труда как такового люди не боятся, выбор рабочих мест, где можно просто сидеть и получать зарплату, крайне ограничен и требует определенного образовательного порога.
Но одно дело протянуть за десять тысяч рублей в месяц пару лет до пенсии и потом принять решение: оставаться и получать и пенсию, и зарплату, либо окончательно удалиться на приусадебный участок. И совсем другое дело — тянуть лямку за такие деньги почти десятилетие.
Но даже если мы оставим в стороне бизнес и обратим свое внимание на то, как устроен в стране бюджетный сектор, то увидим, что на такой неестественно значительной массе низкооплачиваемых сотрудников, по сути, и держится вся бюджетная система в провинции. Более того, эти же люди и опора социальной стабильности, их превалирующее большинство дало стране возможность безболезненно выйти из всех, казалось, взрывоопасных кризисов последней эпохи. Эти люди в полном смысле опора системы, и распределение между ними бюджетных дотаций — один из важнейших социальных контрактов современной России. Но теперь государство изъяло основную мотивацию труда для этой категории населения. Кризис неизбежен.
Подробнее:
Ради стабильности: «предпенсионерам придется повышать зарплаты» — Новости политики, Новости России — EADaily
Рост социальной напряженности, связанный с массовой неготовностью работать на протяжении лет и даже десятилетий за зарплату на уровне 10−15 тысяч рублей в месяц, станет одним из отложенных последствий решения о повышении пенсионного возраста. И так или иначе, государству придется пересматривать систему оплаты труда в сторону повышения, возможно, значительного, размеров заработных плат. И особого пространства для маневра тут нет. Еще десять лет назад бюджетная сфера была раздута, и можно было, сокращая кадры, параллельно повышать зарплату. Теперь же срезали уже все, что только возможно, и даже больше, чем возможно. Люфта нет.
Государству придется предложить новый социальный контракт для очень значительной и ширящейся категории «предпенсионеров», миллионов людей в возрасте от 50 до 65 лет. От этого будет зависеть социальная стабильность, и шире — легитимность власти как таковой. Но в чем бы ни заключался этот контракт, он будет стоить больших денег, возможно, как раз в том объеме, который планируется сэкономить за счет пенсионной реформы.
Антон Кривенюк, специально для EADaily
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/2018/...