кщееш> Очередной выпуск лейтенантов запланирован на декабрь » Военное обозрение
кщееш> ускоренные выпуски та еще примета
Эт точно.
Ну да, когда оленеводы, хлопководы и комбайнёры ехали в конце августа 1939 года на сессию Верховного Совета СССР, они понимали, что надо принимать новый закон о всеобщей воинской обязанности, ибо 1 сентября 1939 года уже завтра.
Вообще, предвоенные настроения в советском обществе 1939-41 года очень интересная тема. Миф о том, что колхозники мирно пахали и вдруг неожиданно 22 июня - не очень соответствует действительности.
У меня любимое место для “вагонные споры – последнее дело” поезд СПб – Минск и обратно, связывает какие-никакие столицы, купе обычно полупустые, уходит в 18 часов, есть время поговорить. В этом смысле “Красная стрела” - скучный поезд: уходит в 23.55, у соседа орден Ленина на гражданском пиджаке, но разговаривать уже некогда.
С кем только в минском поезде не поговоришь. Офицер флота, возвращавшийся со встречи ветеранов крейсера “Киров”, входивший в предвоенную Прибалтику старшиной, грузивший на борт эстонское золото, участвовавший в Таллинском переходе, в блокаду корректировщик огня крейсера в окопах у Пулковских высот. То, что он ровным тоном рассказывал и отвечал на вопросы не напишут ни в одной книжке, но потому что цензура злая, а просто потому что это – лишнее для массового читателя. Ну зачем обывателю знать, по какой резонансной цели нанёс удар уходящий крейсер своим главным калибром?
Но одна из самых поразительных попутчиц была бодрая женщина, ездившая в Питер устраивать личную жизнь правнука, окончившая медучилище в мае 1941 года. С ней интересно было чувствовать себя человеком, задающим вопросы про жизнь, про которую не имеешь ни малейшего представления (ну просто иностранец какой-то, пытающийся расспрашивать про секреты русского характера). Я спрашивал её, о каком распределении мечтали выпускницы медучилища в мае 1941 года? Она терпеливо объясняла мне, почему девчонки прекрасно осознавали, отчего весь выпуск идёт в РККА. Я спрашивал про выпуск 1940 года – он аналогично весь ушёл в РККА. Я спрашивал её отчего так много было безымянных захоронений в 1943 году на Курской дуге, ну это ж не 1941 год? Ответы потрясали. Вообще, вид на войну глазами медсанбата многое переворачивал у слушателя с ног на голову. Было забавно, когда она сказала, что навещала в Питере своего начальника фронтового госпиталя, который до сих пор практикует (дело было 15 лет назад). На мой обескураженный вопрос, а сколько ж ему лет?!! Она рассмеялась, что выпускницам медучилища было по 19, а этому серьёзному ускоренному выпускнику мединститута было 23 и они все были тайно в него влюблены.