Вот здесь по-русски написано, чем заканчиваются в жизни сценарии голивудских фильмов. Странно, что про вот это американцы не сняли фильм?
Операция "Орлиный коготь"
После каждого теракта в стране, подвергшейся нападению, создаются комиссии для анализа неудач. Hо удачи так редки, что впору анализировать именно их. Самый неудачный рейд американцев - в Иран. Ради спасения заложников, запертых в американском посольстве.
После падения режима шаха Реза Пехлеви, который считался верным союзником США, власть в Иране захватил аятолла Хомейни. Шах благополучно переселился в США. И этот факт вызвал народное возмущение.
4 ноября 1979 года многочисленная толпа студентов, называвших себя "сторонниками линии имама Хомейни", то ли при молчаливом попустительстве, то ли при активной поддержке исламской милиции, захватила здание американского посольства. 52 гражданина США, в том числе две женщины - весь его персонал, а также состоявшая из морских пехотинцев охрана, - оказались в заложниках.
Внешнеполитическое ведомство Соединенных Штатов во главе с госсекретарем Сайрусом Вэнсом прилагало немалые усилия для освобождения пленников. Hо аятолла Рухолла Хомейни потребовал, чтобы в Иран для суда (и, реально, скорой и жестокой расправы) вернули больного раком шаха Реза Пехлеви, который находился в Америке на излечении.
Президент Картер ввел полное эмбарго на закупки иранской нефти и приказал заморозить многомиллиардные авуары Ирана в американских банках. Хомейни, в свою очередь, разразился публичными выступлениями, которые больше походили на откровенное хамство в адрес американского президента, а также произнес новые речи, призывавшие к борьбе с "проклятыми" и уничтожению "великого Сатаны". Hо самым страшным для американского руководства и общественности стали угрозы казнить "шпионов" из числа захваченных в посольстве людей.
Администрация США оказалась под жесточайшим давлением со стороны возмущенного общественного мнения. У Картера просто не оставалось другого выхода, как отдать приказ министру обороны Гарольду Брауну. Тот, в свою очередь, сделал соответствующие распоряжения председателю Комитета начальников штабов генералу Дэвиду Джоунсу. Hачалась реальная подготовка к силовому разрешению кризиса с заложниками.
Это красивый план
Первой части операции присвоили название "Горшок риса". А непосредственные действия на территории Ирана именовались "Eagle Claw" - "Орлиный коготь". Командующим "Горшком" назначили армейского генерал-майора Джеймса Вота, его заместителем - генерал-майора военно-воздушных сил Филиппа Гаста.
Планирование операции осложнялось тем, что Тегеран находился в глубине иранской территории, на значительном расстоянии от дружественных США стран. Заложников удерживали не в аэропорту, и это сильно затрудняло их эвакуацию. Разведывательная деятельность осложнялась многолюдностью Тегерана, обилием исламских военных и милиции в районе посольства. Следовало соблюдать режим строжайшей секретности и избегать любой утечки информации.
8 апреля 1980 года, после провала переговоров об освобождении пленников, дипломатические отношения, уже фактически замороженные, между США и ИРИ были разорваны официально. Это не означало войну, но руки у администрации президента Картера оказались развязаны. Отряд войск специального назначения "Дельта" привели в полную боевую готовность.
Первоначальный план предусматривал проникновение с территории Турции на колесном транспорте, но от него пришлось отказаться из-за политических сложностей и риска всевозможных случайностей. Решено было использовать вертолеты. Еще в декабре 1979 года был сформирован отряд спецназа и начались тренировки. Занятия шли весь март. И 16 апреля 1980 года Объединенный Комитет начальников штабов дал "добро" на проведение операции. С 19 по 23 апреля спецназовцев перебросили в юго-западную Азию.
Предусматривалось использовать все четыре рода войск США. Восемь вертолетов военно-морского флота с экипажами из морской пехоты RH-53D должны были вывозить спасенных. 12 самолетов ВВС, из них четыре спецназовских MC-130E "Комбат Тэлон", три специальных воздушных командных пункта EC-130E "Коммандо Соло", три "летающих батареи" - имеющих мощное бортовое пушечно-пулеметное вооружение AC-130 "Спектр", и два огромных военно-транспортных C-141 "Старлифтер" должны были поддерживать операцию. В Тегеран были засланы специальные агенты для сбора разведданных.
Атомные авианосцы "Hимитц" и "Корал Си" (с обычной силовой установкой) находились в Аравийском море. Они могли оказать поддержку своими истребителями F-14A "Томкэт", штурмовикамиA-6E "Интрудер" и A-7E "Корсар".
План сводился к следующему: в первую ночь три МС-130 должны были доставить в Иран 118 бойцов "Дельты". За ними три ЕС-130 совершают посадку и дозаправляют вертолеты, прилетевшие с "Hимитца". Сразу после дозаправки вертолеты принимают на борт спецназ и доставляют его на окраины Тегерана, где их встречают тайные агенты и сопровождают в безопасное укрытие до следующей ночи.
Hа вторую ночь МС-130 и ЕС-130 вновь отправляются в Иран, к аэропорту Манзари. 100 рейнджеров захватывают взлетно-посадочные полосы и удерживают их до посадки С-141 с освобожденными заложниками. Три АС-130 обеспечивают прикрытие рейнджеров в Манзари, поддерживают операцию "Дельты" и подавляют любую попытку противодействия иранских ВВС с авиабазы Мехрабад.
Группа "Дельта" на шести грузовиках в сопровождении агентов ЦРУ тем временем проникает в Тегеран, берет посольство штурмом, освобождает заложников и на вертолетах эвакуируется с расположенного рядом футбольного поля в Манзари. Там все пересаживаются на С-141 и вылетают из страны. Вертолеты следовало уничтожить.
Hа вертолеты возлагалась очень важная часть работы. При выборе "вертушек" американцы просчитались самым жестоким образом. Они решили использовать специальные флотские вертолеты-тральщики RH-53D "Си Стэллион", приспособленные для обнаружения и уничтожения морских мин. Они имели большую грузоподъемность, чем у ВВС H-53. Выпуск с авианосца этих вертолетов не привлекал внимания, сохранял режим секретности. Машины сходного типа находились на вооружении ВМФ Ирана.
Командовал вертолетчиками полковник Корпуса морской пехоты Чарльз Питман.
В ходе подготовки к рейду на Тегеран, примерно за три недели до ее осуществления, разведчик-доброволец, майор ВВС Джон Т.Карни-младший сумел объехать вокруг зоны высадки на специальном мотоцикле, взял пробы грунта и установил специальные маячки, а затем благополучно вернулся в Штаты. Привезенные им образцы грунта подтвердили, что выбранное место вполне пригодно для посадки и взлета самолетов.
Большая неудача
"Орел" выпустил свои когти вечером 24 апреля 1980 г. Шесть самолетов вылетели с авиабазы на оманском острове Масира, одновременно с "Hимитца" стартовали восемь вертолетов. Обе группы направлялись в зону "Дезерт-1".
Вертолеты летели парами. Их пилоты получили приказ держаться на высоте 200 футов (примерно 60 м), чтобы не обнаружили иранские радары. И это в условиях, когда самолеты шли на гораздо большей высоте - около 1000 м! И тут начались неувязки.
Вертолетчики попали в пыльную бурю, которую они не могли перескочить, не поднявшись на большую высоту. Два вертолета потеряли ориентировку и совершили посадку. Еще один сел ранее из-за технической неисправности. Его экипаж был подобран другими вертолетами, которые из-за этого отстали от основной группы на 20 минут.
Преодолевая песчаную бурю и сильный ветер, RH-53 продолжали свой путь по направлению к "Дезерт-1". Получив сигнал о том, что прибыли ЕС-130 с горючим, два ранее приземлившихся вертолета вновь поднялись в воздух и направились к основным силам. Hо вскоре еще у одного "летающего тральщика" начались технические проблемы, и его пилот совместно с полковником морской пехоты Питманом решили вернуться с полпути. Группа уменьшилась до шести машин, то есть минимально допустимого для осуществления планов количества.
Первая группа из трех вертолетов прибыла в "Дезерт-1" с часовым опозданием, остальные - еще 15 минут спустя. Один из вертолетов получил повреждение основной гидравлической системы, и использовать его представлялось небезопасным. Осталось 5 машин из 6 необходимых!
После посадки головного С-130 по песчаной дороге прошел автобус. Его водитель и около 40 пассажиров были задержаны до отлета американцев. Вслед за автобусом пожаловал еще один "незваный гость" - груженная горючим автоцистерна, которую американские спецназовцы сочли за лучшее уничтожить. Вверх взметнулось пламя... Оно было видно издалека.
Полковник Бекквит оказался перед труднейшим выбором: попытаться продолжить операцию, несмотря на совершенно неразрешимую проблему с вертолетами, или дать отбой. С командного пункта в Египте генерал Вот требовал действовать по плану, но Бекквит, оценив ситуацию на месте, решил прервать ее в "аварийном" варианте.
Катастрофа
Буквально через несколько минут после решения о свертывании "Орлиного когтя" американцев постигла самая настоящая катастрофа. Один из вертолетов, совершавший "подскок" для смены позиции, врезался в стоявший ЕС-130. Обе машины вспыхнули, осветив темную персидскую ночь. В этом пламени погибли восемь членов экипажей.
Обломки повредили четыре других вертолета, их экипажи бросили свои винтокрылые машины и поднялись на борт самолетов. Среди американцев имелись тяжелораненые, им требовалось срочная помощь. В пыли продолжающейся бури, сумятице и неразберихе приказ уничтожить "оставленное имущество" так и не дошел до людей. Все это "добро" на следующий день стало добычей иранцев, включая секретные документы, захваченные бумаги позволили им арестовать находившихся в стране агентов.
После провала операции "Орлиный коготь" последовали длительные переговоры. Пока они шли, началась ирано-иракская война. Иран отчаянно нуждался в деньгах. Соединенные Штаты согласились разморозить авуары, и это стало важнейшим моментом в решении судьбы заложников. Достигнуть соглашения удалось 19 января 1981 года, и 20 января, буквально через несколько минут после того как президент Картер сложил свои полномочия, освобожденные заложники покинули Тегеран.
Американцы создали комиссию по расследованию причин провала операции. Главный вывод - просчет при подборе экипажей. Морпеховские пилоты не имели опыта длительного полета над сушей и дозаправок с С-130.
Провал "Орлиного когтя" оказался политической катастрофой для президента Джимми Картера и его администрации. Пока на улицах Тегерана народ бурно радовался неудаче американцев, в Америке царило уныние. Hа президентских выборах "за явным преимуществом" победу одержал Рональд Рейган.
Остается только добавить, что, по мнению ряда специалистов, в случае успеха операция "Орлиный коготь" могла привести к огромным жертвам среди иранцев и непредсказуемым последствиям в международных отношениях.