Интересная статья о жизни доктора из Луганска. Его впечатления о войне и мире, об межнациональных отношениях (в семье) и чем-то мне напомнило "Долгую дорогу в дюнах".
Пациенты одного из отделений больницы им. Страдиня даже не догадываются, что после болезни их выхаживает не обычный санитар (как это записано в штатном расписании), а доктор медицинских наук, один из самых известных профессоров Украины Николай Пересадин.
Про таких, как Николай Александрович, говорят "врач от бога". Это энциклопедически эрудированный человек, посвятивший всю свою жизнь медицине. Невероятно светлый, активный и позитивный. Глядя на него, понимаешь, что и в 66 лет можно выглядеть на много лет моложе своего возраста, быть здоровым, бодрым и жить полной, насыщенной жизнью.
Николай Пересадин переехал в Ригу всего два года назад из объятого войной Луганска. А привела его сюда... первая любовь.
Звёздный поход
-- Николай Александрович, своим студентам вы всегда говорили: "Не ошибется в жизни тот, кто медицину изберет". А как вы выбрали этот путь?
-- В детстве я мечтал стать военным. У меня отец участник войны. После 8-го класса собрался поступать в Суворовское училище и отправился из нашего села Воронцовка, бывшего имения того самого графа Воронцова, в райцентр на медкомиссию. Но не прошел. Вернулся домой в расстроенных чувствах. "Езжай в Воронеж, — успокоил меня отец. — Там в медучилище открывается отделение военной медицины".
Так я стал военным медиком и сразу получил назначение в Германию в составе ГСВ — Группы советских войск. Работал в госпитале: помогал при операциях, выхаживал больных в отделении интенсивной терапии. А через два года, вернувшись домой, поступил в Воронежский медицинский институт.
-- Мединститут готовит врачей разных специальностей. Каждый выбирает ту область, которая ему интересна. Что интересовало вас?
-- Меня больше всего занимал вопрос: что позволяет человеку, несмотря на агрессивные обстоятельства, среду проживания, оставаться здоровым? Каков предел человеческих возможностей?
К счастью, у меня появился шанс проверить это на себе. На втором курсе наш институт организовал поход из Воронежа в Москву. На лыжах. Ночью! Это мероприятие так и называлось — "Звездный поход". Целью его было выявить, как организм человека реагирует на перегрузки.
Мы проходили за ночь по 30-40 км. По дороге заходили во все крупные города, где нас обследовали. Дойдя до Москвы, решили двинуться еще дальше — во Владимир, потом в Горький... Поход занял 42 дня, за это время мы прошли на лыжах 1200 км.
По итогам "Звездного похода" я напечатал свою первую научную работу, за которую получил диплом на Всесоюзной конференции медиков в Чите. А позже с результатами этого исследования меня направили в Прагу на международный конкурс по медицине. В нем участвовали множество студентов из шести стран СЭВ, и так получилось, что я получил Гран-при.
После этой победы мне дали рекомендацию в клиническую ординатуру, куда попасть сразу после медвуза было нереально. Вот тут-то и состоялось мое первое свидание с Ригой...
Рижская любовь
-- Что привело вас в наш город?
-- В ту пору, как вы помните, мы все жили в одной стране под названием Советский Союз. Связи между республиками были теснейшие, в том числе и в мире науки. Преподаватель, у которого я писал диссертацию, дружил с рижским академиком Анатолием Блюгером, создателем самого крупного гепатологического центра в СССР. Здесь, в Риге, работали по самым передовым методикам, изучали и лечили проблемы печени. Этот опыт латвийских коллег мне и предстояло освоить. Начались командировки в Ригу. Во время одной из них я встретил свою любовь.
-- Как это случилось? Расскажите!
-- Приезжая в Ригу, я всегда останавливался в одной и той же гостинице и успел подружиться с ее директором. Однажды она сказала мне: "У меня заболела дочь. А они с подругой сегодня должны идти в оперный театр. Пропадает билет. Может быть, вы пойдете?" — "Конечно", — охотно согласился я.
Девушку, которую я вызвался сопровождать в оперу, звали Анной. Нам стоило только взглянуть друг на друга, чтобы проникнуться взаимной симпатией. Через день Анна провожала меня на поезд. На вокзале в шутку подарила мне авторучку, чтобы я не забывал ей писать. Но мне не нужны были напоминания — забыть Анну я не мог. Писал ей практически ежедневно, а она — мне.
С тех пор я с особым волнением ездил в рижские командировки, потому что здесь меня ждала Аня.
-- Почему же вы не сыграли свадьбу?
-- По глупости. Однажды Анна сказала: "А можно я приеду к тебе в Воронеж?" И приехала. В то время я снимал квартиру вместе с другом Валерием Фроловым, с которым когда-то ходил в "Звездный поход". "Ко мне прилетает девушка. Переночуй в другом месте", — попросил я его. "Не проблема", — пообещал Валерий... и остался дома. Мы входим в квартиру, а он сидит!
Пришлось пить чай втроем. И вдруг мне показалось, что мой друг гораздо интереснее Анне, чем я. Смотрит на него с восторгом, глаза горят. Еще бы! Валера кандидат наук, харизматичный, перспективный — короче, завидный жених. Меня это ужасно возмутило. "Может, вам лучше вдвоем остаться?!" — вспылил я. И ушел.
На следующее утро она улетела, и выяснилось, что ревновал я зря: Анна с Валерием всю ночь искали меня по городу и разговаривали только обо мне.
// press.lv