DustyFox> Королев помер из-за геморроя. Врач в нашей Куйбышевской больнице просто побоялся резать ТАКОГО человека, и тот истек кровью.
Королева оперировали из-за кровотечения - убрали полипы, но кровь все равно шла, при дальнейшем обследовании обнаружили саркому крупную кишечника. Тут сердце стало отказывать.
Уход из жизни гениального советского конструктора С.П.Королева в 1966 году до сих пор продолжает обсуждаться в СМИ и в различных кругах нашего современного общества.
// zavtra.ru
Владимир Никитович Виноградов (1882- 1964), советский терапевт, академик АМН СССР (1944), заслуженный деятель науки РСФСР (1940), Герой СоциалистическогоТруда (1957). Окончил медицинский факультет Московского университета (1907). С 1943 заведующий кафедрой факультетской терапии 1-го Московского медицинского института.
В.Н.Виноградов назначил С.П.Королеву лечение, которое не дало эффекта. Что тогда могли использовать для лечения мерцательной аритмии? Кардиоверсия еще не применялась, современных препаратов не было не только у нас (для Генерального конструктора достали бы любой импортный препарат!), но и на «проклятом» Западе, оставались сердечные гликозиды и хинидин. Не самый лучший вариант: и не очень эффективный … Словом, не помогло, а в 1964 году Виноградов умер…
Непонятно, ведь еще были живы Тареев, Мясников, Василенко, да что в Москве кардиологов не было, кроме Виноградова? Почему Королев не обратился к ним? Сердце у него продолжало болеть. Ясно, что у человека за пятьдесят, малоподвижного, с избыточной массой тела был, конечно, метаболический синдром и одно из его крайних проявлений ишемическая болезнь сердца… Известно, что в 1964-65 гг. у С.П.Королева были затяжные (?) приступы несомненной стенокардии на фоне повышенного артериального давления, однако даже банальной госпитализации за ними не последовало… В это время С.П.Королев испытывает сильный стресс - в течение 1965 года уходят из жизни близкие ему люди : А.В.Либединский (директор Института Медико-биологичекских проблем), И.В.Попков- конструктор морских ракет, Г.М.Шубников – руководитель строительства космодрома на Байконуре и Л.А.Воскресенский – близкий друг и соратник… «Ощущение осени жизни, с древа которой облетают листья.»,- пишет Я.К.Голованов. Посетила Королева и еще одна напасть – он стал глохнуть. Считается, что на это повлияли бесконечные ракетные старты, шум во время которых был явно за пределами «выносливости слухового анализатора». Известный сурдолог, М.М.Эфрусси выписал Королеву слуховой аппарат, воспользоваться которым он уже не успел… Но главной проблемой у него были кишечные кровотечения. «Началось это давно, еще летом 1962 года - сразу после полета Николаева и Поповича, со страшного ночного приступа желудочно-кишечных болей, когда "скорая" увезла его в больницу. На следующий день знаменитый профессор Маят осматривал его, мял живот, все время спрашивал: - Тут болит? А тут? А тут? - Нигде не болит, - робко отвечал Сергей Павлович. Диагноз: изъязвление сфинктера»,- читаем в книге Я.Голованова.
«В дни наших неприятностей особенно тяжело и трудно, иногда побаливает сердечко и я исправно и в больших довольно дозах принимаю валидол","Одно могу сказать: стал очень сильно и заметно уставать". "Стараюсь беречь силы, отдыхать и сохранять спокойствие, но устаю как-то совершено необычно сильно", "...Все время в каком-то состоянии утомления и напряжения... Мне нельзя и виду показать, что я волнуюсь. И я держусь изо всех сил",- это цитаты из писем С.П.Королева (по Я.К.Голованову)
Далее Николай Ларинский отмечает, что на оперции С.П.Королева присутствовали известные медики страны, как Валентин Сергеевич Маят (1903-2004) – хирург, ученый, заведующий кафедрой госпитальной хирургии 2-го Московского медицинского института (1953), одновременно (1952-1964) был заместителем главного хирурга, а затем главным хирургом 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР (до 1974 года); Сергей Наумович Ефуни - российский анестезиолог и физиолог, член-корреспондент АН СССР (с 1979), академик РАН (1992). С 1964 г. работал во Всесоюзном научном центре хирургии АМН СССР; Струков Анатолий Иванович (1901-1988), советский патологоанатом, академик АМН СССР (1966), Герой Социалистического Труда (1971).
Вот, что вспоминает и рассказывет Валентин Сергеевич Маят: «Кажется, что С.П.Королев побывал в надежных руках (абы кого в 4-ое управление на возьмут!), но лучше не стало, хотя тогда дело до операции не дошло. А кровотечения повторялись. Не помог и отдых в Крыму летом 1965 года. Осенью опять стало плохо. После неудачного пуска "Луны-8" он ложится в «Кремлевку»…
В начале 1966 года вопрос об операции был уже решен, но С.П.Королев высказывает М.В.Келдышу невеселые мысли: «Знаешь, вот опять ложусь в больницу, и какое-то у меня плохое предчувствие, не знаю - выйду ль оттуда...» «Анализы, проведенные в декабре, показывали кровоточащий полип в прямой кишке. Теперь речь шла об удалении полипа - операция напряженная, но и серьезной ее назвать вряд ли можно. Сергей Павлович был спокоен, все встречи и дела уверенно задвигал на вторую половину января…11 января сам Министр здравоохранения СССР, академик Борис Васильевич Петровский сделал гистологический анализ - отщипнул крохотный кусочек полипа. Было сильное кровотечение, еле остановили»,- пишет Я.Голованов.
Главный кремлевский патологоанатом, А.И. Струков вспоминал, что Петровский и Вишневский вызвали его на операцию, чтобы он засвидетельствовал, что у Королева была саркома прямой кишки.
Сергей Наумович Ефуни позже рассказывал Голованову: « Когда операция была закончена, хирурги были счастливы: "Боря! Саша! Все хорошо получилось!" Остановка сердца произошла через тридцать минут после окончания операции...»
Когда зашили, Сергей Павлович задышал, сморщил лицо, начал болезненно , потягиваться, - так часто бывает после наркоза. В операционной оставался анестезиолог Гебель. Внезапно зрачки Королева медленно поползли вверх. Пульс встал…
Прибежали Петровский и Вишневский, стали вводить в сердце адреналин и т.д.
Но всё – напрасно: через 30 минут после окончания операции Сергей Павлович Королёв умер.
Гебель утверждает: совесть Петровского как хирурга абсолютно чиста.
«Медицинское заключение о болезни и причине смерти товарища Королёва Сергея Павловича»
Тов. С. П. Королёв был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема лёгких и нарушение обмена веществ. С. П. Королёву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С. П. Королёва наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда).
Министр здравоохранения СССР, действительный член АМН СССР, профессор Б. В. Петровский; действительный член АМН СССР, профессор А. А. Вишневский; заведующий хирургическим отделением больницы, доцент, кандидат медицинских наук Д. Ф. Благовидов; член-корреспондент АМН СССР, профессор А. И. Струков; начальник Четвёртого главного управления при Минздраве СССР, заслуженный деятель науки, профессор A.M. Марков.