Ропот> Ответ всего в двух словах: ПУ И.
Fakir>> Ладно, кто-нибудь сдуру в принципе мог бы так рассуждать, предположим.
Ропот> Ага, японская империя и рассуждала.
Ропот> Штыки есть, престолонаследник есть, вуаля Маньчжоу Го.
На первый взгляд, в этом есть своя логика. И кто-то, вполне возможно, так и рассуждал.
Но если так прикинуть - логика это несколько сомнительна.
То, что пример Пу И имел место существенно позднее - не суть, но, главное, он имел место в отношениях с совершенно периферийной страной полуколониального уровня - которую нагнуть великая держава могла без труда, и дело было лишь за тем, чтобы нагибанию придать какую-то видимость приличия.
Чисто юридически - наследник (т.е. что царь, что наследник) никакой ценности в 1918 уже не имели. Ну примерно на уровне Януковича сегодня - да, бывший легитимный правитель, но после выборов 2014 и их международного признания уже можно выбрасывать. Так и отречение Николая было полностью признано и внутри страны, и международным сообществом во всей полноте (Антанта вполне себе имела дела с Временными), в т.ч. и после официального провозглашения России республикой. С этого момента Романовы юридической ценности не имеют - и пример Французской революции именно поэтому не пример.
Но это ладно. Допустим, если бы сильно захотели - так джентльмен хозяин своего слова. Предположим. Но надо тогда, чтобы случай нарисовался. Т.е. на уже покорённую территорию можно и наследника сажать. Но надо сперва контролировать, иначе совсем неловко может выйти.
Если бы могли нагнуть РСФСР окончательно - так нагнули бы, а предлогов у них было полно начиная с беглого Керенского (главы свергнутого международно признанного правительства) и заканчивая кучей локальных правительств, с которым и державы вполне себе имели дело - от Архангельска до Колчака. Нагибалки не хватило, и никакой наследник бы тут не помог.
А тот же Керенский с точки зрения международной благопристойности был бы даже лучшей фигурой в качестве марионетки.
P.S. Собственно на местах-то действительно могли рассуждать подобным образом (см. цитату ниже - если только она не сочинена автором постфактум, а отражает действительные настроения Уралсовета), но ИМХО это неверные рассуждения, и, скорее всего, Ленин (придерживавшийся риалполитики, а не "символов") так и считал - если у противника будут силы, он сомнёт Советы что с царём, что без, и никакой реальной угрозы царь не представляет, а живой царь как предмет для торга с немцами плюс публичный суд куда полезнее.
Медведев (Кудрин):
Об оставлении царя белым армиям адмирала Колчака не могло быть и речи — такая “милость” ставила под реальную угрозу существование молодой Республики Советов, окруженной кольцом вражеских армий. Враждебно настроенный к большевикам, которых он после Брестского мира считал предателями интересов России, Николай II стал бы знаменем контрреволюционных сил вне и внутри Советской республики. Адмирал Колчак, используя вековую веру в добрые намерения царей, смог бы привлечь на свою сторону сибирское крестьянство, которое никогда не видело помещиков, не знало, что такое крепостное право, и поэтому не поддерживало Колчака, насаждавшего помещичьи законы на захваченной им (благодаря восстанию Чехословацкого корпуса) территории. Весть о “спасении” царя удесятерила бы силы озлобленного кулачества в губерниях Советской России.
У нас, чекистов, были свежи в памяти попытки тобольского духовенства во главе с Епископом Гермогеном освободить царскую семью из-под ареста. Только находчивость моего друга матроса Павла Хохрякова, вовремя арестовавшего Гермогена и перевезшего Романовых в Екатеринбург под охрану большевистского Совета, спасла положение. При глубокой религиозности народа в провинции нельзя было допускать оставления врагу даже останков царской династии, из которых немедленно были бы сфабрикованы духовенством “святые чудотворные мощи” — также неплохой флаг для армий адмирала Колчака.
ИМХО, Николая как знамя контрреволюционных сил - это либо полный наив, либо отмазка. Ну или придурь.
Пассаж про мощи объясняет, почему так тщательно прятали трупы, но тоже выглядит малообоснованным.