Доказательств сотрудничества с боевиками семейной пары, чей автомобиль расстрелял в сентябре 2014 года под Мариуполем осужденный на 13 лет старший солдат Госпогранслужбы Украины Сергей Колмогоров, не было. Об этом в Facebook сообщил генеральный прокурор Украины Юрий Луценко в комментариях к посту ведущей телеканала “Еспресо” Ольги Лень, заявившей, что у военной прокуратуры шизофрения.
“Они пытаются посадить пограничника Сергея Колмогорова за то, что он выполнил служебный устав и стрелял в нарушителей. И одновременно открыли дело против одесских военных, не выполнивших устав и не стрелявших во время нападения на воинскую часть. И ничего здесь прокуроров не смущает”, – написала Лень.
Луценко заявил, что “не все так линейно”.
“Приказ остановить машину – не значит стрелять в машину. Перед стрельбой не было обязательного предупредительного выстрела вверх. Никаких доказательств о сотрудничестве пассажиров с “ДНР” не было. Кстати, даже защита не просит у суда признания невиновным. Только переквалификации статьи на менее тяжкую. Но… Я понимаю прецедентность этого дела. Поэтому считаю возможным повторное судебное следствие, в ходе которого можно будет выйти на истину”, – написал он.
Генпрокурор отметил, что отсутствие предупредительного выстрела подтвердил напарник Колмогорова.
“Просто с расстояния в 60 метров солдат стал сразу стрелять по машине. Кстати, не было и блокпоста. В этом и проблема”, – считает он.
Луценко предложил Лень поставить себя на место водителя расстрелянного автомобиля.
“Он привез ребенка к родителям. Поехал в новоприобретенной машине с женой на море. Как он говорит (и это подтвердила экспертиза) – заняться любовью. Едут назад по грунтовке между домами частного сектора. В салоне радио. Где-то за 60 м люди в камуфляже. Начинают стрелять в лобовое стекло. Убивают жену. Представила? Теперь ясно, зачем нужен предупредительный выстрел?” – написал он.
Инцидент, в связи с которым был осужден Колмогоров, произошел 9 сентября 2014 года в районе Мариуполя. Военнослужащие заметили неподалеку от берега моря автомобиль, который помигал фарами, а затем направился в их сторону.
На требование остановиться для проверки документов водитель нажал на газ и пошел на прорыв. Пограничники открыли огонь на поражение. Пассажирка автомобиля погибла, а находившийся за рулем уроженец Донецка не пострадал. Позже он выехал в Россию.
Огонь по автомобилю одновременно вели девять человек. Обвинение было предъявлено только Колмогорову. Приговор суда первой инстанции – 13 лет тюрьмы – был подтвержден апелляционным судом.
Вопрос свободной продажи земли сельскохозяйственного назначения в Украине пока завис на неопределенный срок, но за последние четыре года в стране почти незаметно произошел большой земельный передел.
В число новых феодалов–латифундистов попали лидеры радикальных националистических организаций, которые в последние годы активно участвовали в рейдерских разборках на селе.
Эпоха земельных рейдеров
Поначалу инициаторами привлечения различных "патриотических" структур, добробатов и ветеранов АТО для решения земельных конфликтов выступали сами аграрии.
Однако вскоре лидеры парамилитарных формирований поняли, что с "золотого" поля сельскохозяйственного рейдерства им достаются лишь корочки. Мякину ели заказчики силовой поддержки.
Суммы, фигурировавшие в рейдерских конфликтах, в десятки раз превышали суммы вознаграждений радикалам за участие в захватах сельхозпредприятий и земли.
"Я завязал с темой после того, как случайно стал свидетелем переговоров по цене вопроса. Руководство получило от заказчика сто тысяч долларов за акцию. Нам же платили копейки - от 200 до 300 гривен в день, причем, всё, что мы делали, подходило сразу под несколько статей Уголовного кодекса – били сторожей и фермеров, взламывали двери. Причем руководство говорило, что мы под "крышей" - мол, нам ничего не будет. После этой акции начались обыски у нас в квартирах, а кое-кого даже и арестовали", - рассказал бывший боец одного из добробатов Юрий М.
Сами выходят на охоту
К 2017 году тактика "радикалов-патриотов" изменилась – группы бойцов под руководством своих лидеров начали самостоятельные действия на "фронте" земельного рейдерства.
Впрочем, даже к 2018 году их действия не отличались особой тонкостью и сложностью.
Некоторые бойцы националистических организаций просто грабили фермеров, отбирая только что собранный с полей урожай.
Впрочем, у других был более комплексный подход.
"У меня в организации существует несколько бойцов, которые тщательно отслеживают ситуацию в районах. Также у меня хорошая сеть информаторов среди фермеров и крестьян. Любой конфликт между пайщиками земли и крупными фермерами или владельцами агропредприятий – наш хлеб. Как только начинается "заруба", к обеим сторонам выезжают мои представители и предлагают поддержку с нашей стороны. Цена вопроса зависит от интересов сторон и предмета спора. Если на кону стоят сотни или тысячи гектаров земли или еще несобранный урожай с полей такого объема, то поддержка с нашей стороны будет стоить сотни тысяч долларов. Выиграет в конфликте та сторона, которая больше даст. Естественно, вся акция будет проходить под знаменами моей организации, все кто против – сепары. После того, как мы вступаем в конфликт, начинается моя работа. Перед тем, как я посылаю бойцов на поля, я согласовываю свои действия с прокурором области и начальником полиции. Естественно, не бесплатно. Силовикам идут откаты от нашего участия в земельном или урожайном конфликте – от двадцати до тридцати процентов от суммы вознаграждения, которое получает моя структура. За это полицейские просто будут стоять в стороне и затем отчитаются, мол, проводится проверка в отношении рейдеров. В 2014 году мы просто брали заказы на силовую поддержку, сейчас вмешиваемся в конфликты сами. Конечно, бывает так, что на "той" стороне тоже выступает какая-то из патриотических организаций, которая может выставить несколько десятков бойцов. Получается, что с обеих сторон в качестве силовой поддержки выходят бывшие АТОшники – других общественных организаций с десятками постоянных бойцов в Украине давно нет. Тогда "набиваем стрелки", встречаемся с ними. Выигрывает спор тот, кто более "отмороженный", у кого больше людей и у кого более мощная поддержка "сверху".
В ход может пойти даже оружие, могут даже начать гореть и взрываться машины противника. Тут уже никакой роли не играет, служили ли мои противники в АТО и более ли они патриотичные, чем я и мои пацаны. Это просто бизнес. Моя структура почти никогда не проигрывала, хотя один раз пришлось отказаться от хорошего дела – на стороне конкурентов играло сразу несколько нардепов и Национальный корпус", - признался лидер одной из радикальных организаций Одессы.
Готовятся к открытию рынка земли
По его словам, в последние год-два часто вместо денег аграрии расплачиваются с радикалами либо урожаем, либо передачей части корпоративных прав в аграрных предприятиях.
"Происходит тот же процесс, что и в 90-е годы. Какая-то группа бандитов крышевала рынок, а потом становилась его собственником. Так и здесь. Националисты оказывают силовую поддержку аграриям в "битве за урожай", а потом становятся собственниками их предприятий, готовясь к открытию рынка земли. Как только разрешат свободную куплю-продажу паев, на селе начнется передел собственности с помощью автоматов и гранатометов. И приватизация 90-х покажется детской сказкой", - говорит представитель одного из агрохолдингов.
...
"Я воевал на Донбассе – рассказывает экс-боец "Айдара" Андрей. – Вернулся домой – роботы нет. Тут позвонили побратимы и говорят: давай, к нам в охранную фирму! Ежемесячная зарплата у меня около 12 тысяч гривен. Разрешение на оружие есть. Если нужно выехать на мероприятие, где приходится применять физическую силу идет доплата. В нашей фирме 50 долларов США за один день командировки. Но от бойцов "Донбасса" я слышал, что есть фирмы, которые платят больше: от 70 до 100 долларов в день".
Угрызений совести из-за участия в рейдерских захватах большинство бывших атошников не испытывают. Хотя и понимают, что действуют вопреки закону.
"Я сначала был на Майдане, а потом пошел воевать в АТО, – говорит, просивший не называть его имени бывший боец батальона Донбасс. – Думал, сражаюсь за светлое будущее, был ранен. Вернулся и понял, что никому в этой стране не нужен. Ничего меняться к лучшему тут не будет. Всех интересует только собственный кошелек, везде коррупция. Хочешь жить – участвуй в схемах. Вот и принял для себя решение: рейдерство так рейдерство. Хоть семью будет чем кормить. Правда сыну своему я об этом не рассказываю. Пусть лучше думает, что его папа – герой".
"Бизнес в нашей стране никогда честно не играл, - говорит еще один атошник Андрей. – Все стараются не платить налоги. Хапнуть что–то по-дешевке. Не расплатиться с сотрудниками. Почему, я должен переживать из-за того, что зарабатываю на войне "бизнесюков" друг с другом?".
...
Взятый на поруки нардепом от "Народного фронта" добробатовец убил предпринимателя из Житомира
Взятого на поруки нардепом Юрием Тимошенко и освобожденного из одесского СИЗО бывшего бойца батальона "Айдар" Александра Плотицына с позывным "Спортсмен" полиция подозревает в убийстве жителя Житомира 34-летнего Вадима Тимофеева.
Как уже писала "Страна", Александр Плотицын участвовал в ограблении автосалона в Одессе осенью 2017 года в составе группы бывших бойцов "Айдара" под руководством гражданина РФ чеченца Руслана Айсарова, а также был причастен к другим преступлениям.
В Северодонецке со взрывчаткой задержали осужденного за налет айдаровца, которого взял на поруки нардеп
В Северодонецке Луганской области, 21 октября, полиция задержала 29-летнего бывшего бойца батальона "Айдар" Александра Плотницына с позывным "Спортсмен" и 29-летнего жителя села Выпасное Одесской области Виктора Спивака.
Четверо оперативников Службы безопасности Украины были обнаружены мертвыми в Закарпатье вблизи украинско-венгерской границы. Об этом 23 декабря со ссылкой на источник в СБУ сообщает «Страна.ua».
По данным издания, опергруппа состояла из трех офицеров киевского главка и прикомандированного к ним сотрудника районного управления спецслужбы.
Сотрудники СБУ предположительно расследовали трафик контрабанды через «частный участок» границы Украины с Венгрией и Румынией.
Вдоль этой части госграницы злоумышленники построили множество частных домов, которые и используют для контрабанды.
В результате утечки информации о прибытии силовиков офицеры были пойманы контрабандистами и убиты выстрелами в головы, пишет издание. Отмечается, что на телах сотрудников СБУ обнаружены следы пыток.
В СБУ официально не подтверждают гибель своих сотрудников в Закарпатье.
"01 августа, около 02.00, на окраине поселка Опошня Зеньковского района (Полтавская область - Ред.) во время проведения мероприятий по розыску Скрипника, в один из нежилых домов зашел начальник СРПП Зеньковского отделения Гадячского отдела полиции капитан полиции Гума и обнаружил преступника", - сообщил Геращенко.
По его словам, Скрипник, угрожая гранатой, взял в заложники полицейского. Однако у Гумы было при себе табельное оружие. С целью задержания злоумышленника была введена в действие специальная полицейская операция "Гром".
В итоге сотрудники полицейского спецназа КОРД точным выстрелом ликвидировали террориста.
Заложник успел за три секунды отскочить от места взрыва гранаты. Он остался жив и невредим.
Геращенко отметил, что у Романа Скрипника была возможность показаться полиции и остаться живым, хотя и провести много лет за решеткой, но он выбрал свой путь.
Напомним, 23 июля в Полтаве полицейские пытались задержать Скрипника по подозрению в краже автомобилей. Во время этого преступник начал угрожать гранатой и захватил сотрудника полиции. Позже в его руках оказался начальник уголовного розыска, который поменялся с полицейским. Преступнику дали служебный автомобиль, на котором он уехал вместе с заложником и уехал за город по направлению в Киев.
Затем стало известно, что Скрипник посреди дороги бросил авто и скрылся в лесополосе. При этом офицера полиции он отпустил. Полтавского террориста долго искали, при поимке ему мог грозить пожизненный срок за захват сотрудника полиции и посягательство на его жизнь.
Ранее мы подробно писали о том, почему полиция до сих пор не может поймать полтавского террориста Скрипника. Ситуацию осложняло то, что Скрипник имеет ряд психических расстройств и научен выживать в экстремальных условиях. В последние дни представители полиции предполагали, что Скрипник может совершить самоубийство.
Террорист ранее привлекался к уголовной ответственности в 2007, 2008 и 2014 годах за кражи, употребление наркотиков и их продажу.