G.g.> не знаю, меня смущает расположение 22 ТД. пару км от границы.
Судя по известным документам - не только Вас
Штаб 4А тоже возражал. При этом, изначально, по планам ГШ дивизию планировалось разворачивать в Березе. Там же планировалось иметь и штаб корпуса.
Но, "спасибо"
тов. Павлову. Он продавил через ГШ решение разместить 22 ТД в Бресте.
Вот, например, как описывает эти события НШ 4А:
"В конце 1940 года неоднократные представления генерала Чуйкова о необходимости разгрузить Брестскую крепость и усилить правый фланг армии. возымели наконец действие. Из крепости была передислоцирована в Слуцк 55-я стрелковая дивизия. Готовился к перемещению окружной госпиталь. На левый фланг армии, южнее Бреста, для обеспечения стыка с Киевским округом весной должна была перейти из Мозыря 75-я стрелковая дивизия. Однако и сам Василий Иванович Чуйков в середине зимы был также «передислоцирован» за пределы Западного особою военною округа.
— По-видимому, хотят иметь более покладистого командующего армией. — горьки иронизировал он перед отъездом от нас.
И действительно, стоило только Чуйкова исчезнуть с нашею горизонта, как 4-ю армию стали всячески ущемлять. Добытые нами с таким трудом улучшения в размещении войск на границе очень скоро были сведены на нет. А началось это как раз с формирования 14-го механизированного корпуса.
Генеральный штаб предложил: одну танковую дивизию сформировать в Березе на базе брестской танковой бригады полковника Кривошеина, там же создать и управление корпуса, вторую танковую дивизию развернуть из бригады, размещавшейся в Пружанах; моторизованную дивизию формировать в Пинске. Оперативная выгодность такого порядка формирования и дислокации мехкорпуса была очевидна. Несколько оттянутый от границы, он имел бы в случае войны время на то, чтобы изготовиться к бою и нанести удар в любом направлении.
Однако командующий войсками округа имел на этот счет свое мнение. Осматривая намеченные для дислокации корпуса пункты, Павлов заявил нам:
— Не воображайте, что я позволю частям и штабам армии размещаться лучше, чем механизированному корпусу, который вы рассчитываете, как видно, держать в черном теле. Рекомендую помнить, что всего несколько месяцев назад я был начальником автобронетанковых войск.
Вдвоем с членом Военного совета 4-й армии Ф. И. Шлыковым мы попробовали напомнить, что дислокация мехкорпуса определялась не нами, а Генеральным штабом, но на Павлова это не подействовало.
— Управление механизированного корпуса сформируем в Кобрине, — сказал он тоном, не терпящим возражений. — На днях к вам прибудет командир корпуса генерал майор Оборин. Передайте ему под штаб часть помещений вашего армейского управления Танковые дивизии будем развертывать из танковых бригад в местах их нынешней дислокации — Пружанах и Бресте, а моторизованную дивизию — в Березе. Представьте ей казарменный фонд сорок второй стрелковой дивизии, а ту переведите в Брест, в помещения, которые занимала раньше пятьдесят пятая стрелковая дивизия. Разумеется, такое размещение корпуса надо считать временным, вызванным нехваткой жилого фонда. С постройкой казарм этот вопрос пересмотрим...
Павлову, вероятно, удалось убедить начальника Генерального штаба. Через несколько дней к нам поступило официальное письменное распоряжение, подтверждавшее все то, что Павлов высказал устно. Единственной «уступкой» нам было разрешение ставить за пределами Брестской крепости один стрелковый полк 42-й дивизии и разместить его в районе Жабинки.
— Ну что ж, — тяжело вздохнул Федор Иванович Шлыков, — теперь у нас в армии не стало ни второго эшелона, ни резервов Больше нам незачем ездить к востоку от Кобрина: там ничего нашего не осталось...
Весной 1941 года Брестский гарнизон пополнился новой стрелковой дивизией. Да находившаяся там раньше танковая бригада, развернувшись в танковую дивизию. увеличилась численно в четыре раза. Словом, в Бресте скопилось огромное количество войск И окружной госпиталь по-прежнему оставался в крепости.
Для размещения личного состава пришлось приспособить часть складских помещений и даже восстановить некоторые форты крепости, взорванные в 1915 году. В нижних этажах казарм устраивались четырехъярусные нары".
Как видите, картина несколько иная.
ИМХО, изначальной ошибкой было даже не размещение конкретных частей 14МК, а сам факт его формирования в непосредственной близости от границы. Мехкорпус надлежало сформировать в тыловых округах, провести там его первоначальное слаживание, и у же в таком виде передавать в состав ЗОВО. А до этого оставить в составе ЗОВО вполне боеготовые танковые бригады. В случае начала боевых действий - две боеготовые танковые бригады это лучше чем один несформированный до конца и небоеготовый мехкорпус, которому ставятся боевые задачи, как МК, а в реале МК - нет.
G.g.> А так вроде готовишься к оборонительной войневсё имущество, склады пару км от границы а ты должен отойти на восток на пару десятков км. и всё оставить немцам (про жён и детей комсостава не буду вспоминать).
Считалось, что:
1. Между началом мобилизации (и введением ПП) и началом боевых действий, как и в годы ПМВ, пройдет некоторое время. Было понимание, что есть общая тенденция к сокращению этого времени, но(!!!) все-таки оно будет. А до этого будет еще и некоторый период, который было принято характеризовать в военной теории, как "угрожаемый".
2. Частей, назначенных для обороны Бреста, хватит, чтобы сдержать первый удар противника.
Таким образом, никто не "планировал" оставлять немцам склады, а тем более - семьи военнослужащих.
G.g.> Ну и то что раньше писал, пусть район прикрытия важная дорога (но не единственный же мост там на 100 км ), рядом есть 4 ПД, армейские и корпусные части. И привязывать ТД к месту наверно не кошерно.
Район прикрытия для 22ТД не дорога - а весь РП-4. Т.е., из назначенного района развертывания 22ТД в составе всего 14МК должна была быть готова действовать против прорвавшихся механизированных частей противника в тылу РП-4. При этом, в состав частей 4А мехкорпус не входил, оставаясь по факту в окружном подчинении.
Что касается 4ПД (четыре СД) в составе РП-4, то их не хватало даже для первой полосы обороны. А уж организовывать рубежи обороны во второй полосе - и тем более. По факту - там даже три СД, т.к. 100 СД по плану прибывала в район сосредоточения в "М-3" (в реале - она с началом войны так и не прибыла).