В Вильнюсе президент Литвы Даля Грибаускайте 12 сентября открыла IV конгресс Всемирной конференции по конституционному правосудию на тему: «Верховенство права и конституционное правосудие в современном мире».
Мероприятие подобного масштаба прошло в Европе впервые, в его работе участвовали 300 специалистов по конституционному праву из 90 государств.
Литва неслучайно выбрана в качестве площадки для проведения этого конгресса. Конституционный суд нашей страны принимал активное участие в учреждении Всемирной конференции по конституционному правосудию и постоянно сотрудничает с конституционными судами других государств, прокомментировали в президентской пресс-службе в Вильнюсе собкору Радио Голос Балтии.
Как отметила президент, Литва прекрасно знает, что суть верховенства права – это не слепое прочтение правовых актов, а их фундаментальные ценности. Не может быть верховенства права, когда попирается достоинство человека, когда человека лишают свобод или ему приходится жить в страхе быть убитым, замученным, лишенным дома, семьи и родины.
По утверждению главы государства, наша страна не раз испытала на себе, как высока цена верховенства права. Это тысячи жизней наших борцов за свободу и диссидентов, для которых правосудие и свобода были ценнее собственной жизни.
Президент подчеркнула, что сегодня наша решимость защищать верховенство права подвергается еще одному большому испытанию. В Европе мы наблюдаем новые стремления к насильственному перекраиванию государственных границ, а после военной агрессии на востоке Украины и оккупации Крыма следуют попытки подорвать авторитет Европейского суда по правам человека.
Поэтому, как отметила Даля Грибаускайте, и политики, и судьи несут особую ответственность – защищать принципы, на которых основано верховенство права, поскольку в области уважения прав человека и демократии нет места компромиссам. По словам Президента, мы никогда не будем приветствовать и не будем обмениваться рукопожатиями с теми, кто попирает принципы верховенства права и чьи решения ломают тысячи человеческих судеб.
На протяжении двух дней работы конгресса представители органов конституционного правосудия всех континентов обсуждали вопросы верховенства права, значение и независимость конституционных судов, а также защиту конституционных прав человека.
На открытии в Вильнюсе IV конгресса Всемирной конференции по конституционному правосудию председатель Венецианской комиссии Джанни Букиккио раскритиковал Литву за то, что она не пригласила представителей Конституционного суда России.
Джанни Букиккио заявил: нужно стремиться к диалогу, а не к изоляции. Но как пояснили в Вильнюсе, судьи Конституционгого суда России не приглашены на мероприятие из-за вхождения Крыма в состав РФ. Департамент миграции Литвы внёс российских судей КС в список лиц, которым запрещён въезд в страну, по предложению МИД республики.
Джанни Букиккио считает, что для представителей Конституционного суда России следовало сделать исключение и разрешить приехать на конгресс.
Всемирная конференция по конституционному правосудию не является организацией Литвы. Она объединяет 110 органов конституционного контроля Европы, Африки, Америки, Азии и Австралии. В нынешнем мероприятии участвует более 300 гостей из 90 стран.
Во вторник 12 сентября в Вильнюсе открылся IV конгресс Всемирной конференции по конституционной юстиции, куда литовская сторона не пригласила российских судей. Почему Литва приняла такое решение и как следует реагировать на это России, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал адвокат, член‑корреспондент Российской академии естественных наук Янис ЮКША:
— Г‑н Юкша, в Литве открылся IV конгресс Всемирной конференции по конституционной юстиции, куда Вильнюс не пригласил россиян. Еще в прошлом году стало известно, что судьи российского конституционного суда внесены миграционной службой Литвы в список персон нон‑грата. Насколько правомерно такое решение, если учитывать, что Литва лишь принимающая сторона данного мероприятия? Можно ли было оспорить литовское решение в суде?
— Сегодня на нашем любимом континенте Евразия и, в частности, в Европе, сложилась ситуация, которую можно назвать одним словом — неприемлемо. Европейские страны, утратив свой суверенитет, перестали действовать по правовым лекалам, инструкциям и требованиям.
Прибалтийские страны не могут себе позволить приезд российских конституционных судей, потому что это судьи высшей категории, и они судят с точки зрения законов Конституции Российской Федерации.
В Литве, я считаю, и Конституции‑то нет. Они живут совсем по другим законам, которые присылаются из‑за океана.
Для Балтийских стран неприемлем тот факт, что могут приехать независимые судьи, которые будут высказывать свою, иную, точку зрения. Вообще, к глубочайшему моему сожалению, Балтийские страны примерили на себя лекала таких стран, которые будут мутить воду. От них больше ничего и не требуется, потому что никакого веса они не имеют. Даже их население очень незначительно.
Могу сказать, что население Литвы сегодня сократилось на треть относительно населения в Литовской Республике Советского Союза. Люди тотально уезжают, потому что ничего нет: работы нет в стране. И это нравится Западу, потому что если в Литве останется три человека, то это будут три человека за столом ООН и других структур, которые будут проводить «правильную» политику. Политика будет заключаться в том, чтобы делать мелкие (крупных они не могут сделать) неудобства, а иногда и подлости в отношении Российского государства. Для этого они и есть. И я хочу сказать, что данное решение по конституционным судьям — это очередной фарс.
Что касается обжалования, мне сложно предположить, что в Европе вообще есть судопроизводство в том виде, как мы его у себя понимаем. Говоря что‑то о Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), мы вводим в заблуждение граждан, в том числе и в нашей стране.
Дело в том, что ЕСПЧ не имеет юрисдикции в Российской Федерации, несмотря на то, что мы признаем его решения. То есть он не может отменить или опустить решения, которые приняты российским судом.
Он лишь может оштрафовать Российское государство, как бы показывая, что государство не обеспечило нужный уровень (как видится европейским судьям) правосудия, защиты прав охраняемых интересов определенных лиц. То есть это способ выколачивания денег из Российского государства, у нас с вами из кармана недобросовестными участниками.
Маловероятно, что можно обжаловать в этом суде или в каком‑то другом решение не пускать на свою территорию каких‑то лиц. Дело в том, что пускать на свою территорию или не пускать на свою территорию — это прерогатива любой страны, которая пусть даже только формально считается суверенной. Прибалты могут отказать во въездной визе любому лицу, причем неважно, какими полномочиями это лицо облечено. И, к глубокому сожалению, Литва пользуется этой своей прерогативой, чтобы не просто насолить Российскому государству, но и не допустить альтернативного мнения.
— Литва объяснила свое решение так называемой аннексией Крыма и российской агрессией на Украине. Но ведь в Уставе ООН и Декларации 1970‑го года прописано право народа на самоопределение. Так почему ЕС, США, а следом и прибалты не признают Крым российским?
— Литва может объяснять данное решение даже приближением астероида. Сказать можно всё что угодно: цвет брюк, может, не понравился и прочие глупости. В этой истории позиция Литвы неудивительна, с ними давно всё ясно.
Это затяжная болезнь роста и, видимо, государство так и не вырастет.
Мне не совсем понятна в данном случае позиция российских властей. Очевидно, что соседняя страна проводит совершенно недружественную политику по отношению к Российскому государству. Я считаю, что мы должны прекратить, например, торговые операции с Литвой, потому что для России эти операции совершенно неинтересны.
Для Литовской республики это, однако, один из способов выживания. У Литвы их всего два: либо с протянутой рукой просить что‑то у ЕС, либо заработать от России. Других вариантов у нее нет. Ибо Литва, как субъект мировой экономики, ничего из себя не представляет.
С подобными карликовыми странами, наверное, пора начинать более конструктивный разговор. Действия должны быть более решительными, разумеется, в рамках разумных международных правоотношений. У России много возможностей для того, чтобы указать данным господам, то есть не литовскому народу, а именно господам, которые стоят у власти, их реальное место.
— И все‑таки о полуострове… Почему при наличии международных документов у России, у США и ЕС такое разное понимание крымского вопроса?
— США и ЕС всё понимают. Вопроса Крыма не существует. Существует вопрос России. Если не будет Крыма, то будет Саратовская область, река Амур, Баренцево море или что‑то еще. Сегодня Крым — это тот повод, который лег на общий мейнстримовский подход к Российскому государству.
Во‑первых, Западу в целом не нравится, что Россия экономически стала реальной силой, а во‑вторых, что она имеет собственное мнение. Запад считает, что Россия должна сидеть тихо и делать что ей говорят, как было в 90‑е.
В‑третьих, Западному миру в целом не нравится, что не они принимают решения на такой огромной части суши, на территории РФ. Ведь так хотелось бы растаскивать ресурсы бесплатно, при этом говорить, что и кому нужно делать. Вот это, с их точки зрения, сегодня неправильно.
— На открытии судейской конференции президент Литвы Даля Грибаускайте заявила, что «ограничение свободы наблюдается во многих странах — от Северной Кореи до учений “Запад’’, которые на этой неделе пройдут возле границ Литвы». Это значит, что в Европе и США свободы и права человека не нарушаются? Звучит сомнительно, как считаете?
— Я считаю, что Даля Грибаускайте научилась многому в определенных структурах, связанных с КГБ, и набралась комсомольских штучек. Она абсолютно цинично, не спрашивая мнения у своего собственного народа, делает всё, чтобы понравиться западному истеблишменту.
Что такое Литовское государство? Это страна с населением большого микрорайона города Москвы. Представляете себе: микрорайон Москвы имеет свое собственное мнение по поводу всей остальной России?
По меньшей мере это странно. Но, с точки зрения Грибаускайте, и ,с точки зрения лиц, которые ее туда направили, всё нормально. Потому что она именно для этого туда и направлена.
Еще раз подчеркну, Литва — это не страна, а место за столом в ООН и иных организациях. Место, которое гарантированно будет голосовать как надо. Это место, откуда доносятся и ретранслируются слова и мысли, которые заранее написаны за океаном.
Поэтому считать, что президент Литвы высказала свое мнение — неправильно. У нее нет никакого мнения и быть не может. За свою жизнь, она, может быть, и высказывала свое мнение по поводу того, что будет на завтрак или на ужин у нее дома. Никаких своих мнений по остальным вопросам она не может высказывать, потому что своего мнения у нее по определению нет.
— Джанни Букикко, председатель Венецианской комиссии раскритиковал Литву за то, что та не пригласила представителей Конституционного суда России. О литовском запрете было известно заранее. Неужели не было возможности решить проблему российского представительства на конгрессе?
— Венецианская комиссия — это очень уважаемая организация. Часто она принимает очень разумные и взвешенные, правовые и выверенные решения.
Итальянцы вообще люди очень прагматичные и они прекрасно понимают, что без России на Европейском континенте не решается вообще ни один вопрос.
Очень приятно, что в общем негативном хоре часто странных личностей находятся, конечно, как и везде, совершенно разумные люди, которые понимают, что ситуация не может быть решена без России.
Но так как Литва является принимающей стороной, она может выкинуть любые фокусы и, к огромному сожалению, это совершенно предсказуемо. Поэтому я еще раз замечу, что Российское государство, российские должностные лица должны заняться созданием неких воспитательных мер к таким странным образованиям. Сказать, что Литва — это некое уважаемое государство, которое создает для мирового сообщества что‑либо ценное, вряд ли представляется возможным.
— В Прибалтике существует институт неграждан, закрываются школы национальных меньшинств, идет преследование за инакомыслие. Это нарушение международного права? Почему мировое сообщество на это не реагирует?
— Мировое сообщество не реагирует ни на что, на что ему невыгодно реагировать. И я Вас уверяю, европейцы всегда были такими. Несложные исторические примеры это подтверждают. В Варфоломеевскую ночь, когда резали гугенотов, погибло, по разным оценкам, до 40 тысяч человек, а наутро была произнесена знаменитая фраза «Париж стоит мессы».
Этот цинизм въелся в плоть, кровь и голову европейского и американского сообщества. Что выгодно этому определенному сиюминутному истеблишменту — то вполне допустимо.
Я Вас уверяю, можно делать совершенно чудовищные, жуткие вещи: судить людей, которые боролись с фашизмом, сажать их в тюрьму, развивать институт неграждан — то есть делать людей в своем государстве апатридами. Можно поощрять фашиствующие элементы. Это нормально.
С моей точки зрения, Европа сегодня беременна фашизмом. Идеи, которые были осуждены и казалось, что никогда больше не возродятся, сегодня как‑то сглаживаются и не выглядят такими чудовищными. Особенно, когда они применимы не к «избранной» когорте людей, а к другим. Просто на фоне неблаговидных поступков нужно громко плевать в сторону большого соседа, чтобы получить индульгенцию.
Причем большие страны понимают, что им надо как‑то торговать, и не могут себе такого позволить. А с этих маленьких что взять? Хуже им не будет. Их давно уже списали как страны и населения уже почти нет. Пока в них закачиваются деньги, по разным оценкам, 140 млрд евро было закачано в Прибалтику, — на эти деньги пока и живут. Как Вы считаете, когда эти потоки прекратятся, что будет? — Оставшиеся люди разбегутся.
Суд запретил литовской фабрике выпускать конфеты Krasnaja Šapočka. На очереди, вероятно, Miška Kosolapyj:
© ТАСС
// Суд запретил литовской фабрике выпускать конфеты «Красная Шапочка»
"Документ представляет собой протокол о задержании нынешнего лидера Литвы в одном из Ленинградских ресторанов. Как следует из записи — Грибаускайте находилась в компании двух проституток и трех граждан Финляндии."
Резолюция на протоколе восхитительна