Посол США отменил визит на Дальний Восток из-за обиды на власти регионов. Местные губернаторы отказались с ним встречаться
Фото: AP Images
// Посол США отменил визит на Дальний Восток из-за отказа властей во встрече
December 2009 marked the final transition of 20th Air Force to the newly created Air Force Global Strike Command. Twentieth Air Force Headquarters' changed its location in 1993, moving from Vandenberg AFB, Calif., to its current home at FE Warren Air Force Base, Wyoming. Today 450 Minuteman III missiles remain on alert.
— Я думаю, что в любом случае имела место и политическая предпосылка, то есть региональная администрация прекрасно понимает, что одним из основных стержней российского внутриполитического дискурса является антизападная, в первую очередь антиамериканская повестка. Вокруг американских дипломатов уже давно, наверное года полтора назад, образовалась зона отчуждения. С ними практически никто не желает общаться. В первую очередь представители чиновников. И в самую первую очередь представители региональной бюрократии, к которым требования, в том числе и неформальные, гораздо выше, чем к представителям федеральной бюрократии. Я думаю, что подобного рода встреча без согласования в Москве была бы невозможна. Видимо, либо просто не рискнули согласовывать, чтобы не нарваться на неприятный для себя ответ, либо не получилось согласовать.
Познакомьтесь с гиперзвуковой ракетой «Циркон»
Для начала некоторые основные данные о ракете:
— дальность при движении на малой высоте — от 135 до 270 морских миль (от 250 до 500 км);
— дальность при движении на большой высоте — от 400 морских миль (740 км) по полу-баллистической траектории;
— максимальная дальность — 540 морских миль (1000 км);
— максимальная высота — 40 км;
— средняя дальность примерно — 400−450 км;
— скорость — Maх 5-6 (6125−7350 км/ч). Максимальная скорость — Maх 8 (9800 км/ч) на испытаниях;
— боеголовка — 300−400 кг (обычная или ядерная);
— цена за штуку — 1−2 млн. долларов (в зависимости от конфигурации).
И вновь — пресса всегда была довольно откровенна насчет убийственного потенциала «Циркона» для авианосцев. Но о чем она (никогда?) не упоминает, так это о политических и стратегических последствиях от развертывания «Циркона» — отныне у России есть легкие и высокоценные американские цели, которые можно уничтожить в любое время, когда России этого захочется. Можете рассматривать американский авианосный флот как сборище 10 американских заложников, которых русские могут расстрелять в любой момент. И вот что важно — нападение на американский авианосец не будет ни атакой на американскую территорию, ни ядерной атакой. Но психологический шок от такой атаки вполне может быть сопоставим с (ограниченной) ядерной атакой на территорию США.
Это, с одной стороны, сильно сдерживает желание России нанести удар по американским авианосцам, поскольку Россия подвергнется жестким ответным мерам (возможно, включая ядерные удары). С другой стороны, однако, с точки зрения «эскалационного доминирования» это положение вещей дает огромное преимущество России, ведь в распоряжении США нет никаких российских целей, актуальная и символическая ценность которых была бы сравнима с ценностью американского авианосца.
Еще один аспект, который часто игнорируют. Западные аналитики все время говорят о российской стратегии «сдерживания путем отказа» (deterrence by denial) и «отказа от доступа к зоне доступа» (Anti-Access Area Denial, A2AD). Это — язык, который дает вам повышение по службе и прибавку к жалованию в «исследовательских» организациях США и стран НАТО. Правда же в том, что высокотехнологичные российские ракеты дают России относительно недорогой способ угрожать фантастически дорогим американским активам. Хуже того, Россия готова (и очень хочет!) экспортировать эти (относительно дешевые) ракеты в другие страны. Мне забавно видеть, как американские политики бьются в истерике, голося о риске ядерного распространения, но не хотят понять, что обычные противокорабельные ракеты представляют собой намного более реальную, угрозу.
Есть, конечно, соглашения, ограничивающие этот экспорт, например, РКРТ (Режим контроля за ракетными технологиями — С.Д.). Но они применимы к ракетам с дальностью свыше 300 км. Поскольку современные баллистические и крылатые ракеты становятся меньше в размерах, растет их мощность, их становится легче скрывать, их дальность становится (относительно) легче увеличивать, соглашения типа РКРТ все больше устаревают.
Суть в том, что до тех пор, пока сдерживание срабатывает, для России нет абсолютно никакого смысла наносить удар по американским авианосцам. Однако, как только сдерживание срабатывать перестанет, удар по авианосцам даст России возможность гибкого и мощного «эскалационного доминирования». В ответ США не смогут противопоставить ничего подобного.
Для американцев потенциально то, что та самая география, которая так долго защищала США, становится главным фактором их уязвимости. Сейчас 39% населения США проживают в графствах, расположенных на океанском побережье. Плотность населения прибрежных графств в шесть раз выше, чем во внутренних графствах. Многочисленные города, промышленные и экономические центры, сидящие на берегу океана — «идеальные» цели для ударов российских крылатых ракет в обычном оснащении, которые могут быть запущены с очень большого расстояния. И мы не говорим о каких-то будущих гипотетических крылатых ракетах; мы говорим о тех самых «Калибрах», которые русские применили против такфиристов в Сирии.
Реальность такова, что «родина-США» сейчас крайне уязвима для любого вида нападения. Недавние достижения России в области передовых технологий лишь отчасти «повинны» в этом. Стоит вспомнить, что производство и поставка комплектующих «точно вовремя» с целью минимизации издержек имеет следствием концентрацию промышленности и населения, а это крайне опасно с военно-стратегической точки зрения. Аналогичным образом, в определенных регионах США сконцентрированы определенные виды промышленности — как нефтяные промыслы в Мексиканском заливе. Это тоже повышает уязвимость США в случае войны.
Между тем, начальник российского Генерального штаба генерал Валерий Герасимов заявил, что Россия завершила то, что он назвал «системой неядерного (стратегического — С.Д.) сдерживания», основанной на ракетах «Искандер-М», «Калибр», X-101 и способной наносить высокоточные удары по любой цели на дальностях до 4000 км.