101> Какие именно реалии? Что существенно поменялось в методах допроса за пределами Московской области в НКВД на местах?
Вместе с кадрами - все
Оперативно-следственные подразделения поменялись почти на все 100% во всех регионах с 37ого года. У нас в Приморье даже начальника специальной радиослужбы НКВД, ловившей шпионские радиостанции, - и то расстреляли, хотя казалось бы какое он отношение к тем делам имел.
Если требовалось, то конечно били, равно как и сейчас бьют, но битье уже не являлось основным и единственным источником доказательств. Помимо признаний требовали уже и объективных доказательств и если кроме признаний не было нихрена, то к прокурору с этим уже не решались идти. Плюс больше не было "троек", где люди без всякого юридического образования и рассмотрения по существу штамповали приговоры руководствуясь исключительно партийным самосознанием. Чего бы ни рисовали в НКВД, этому требовалось хотя бы пройти суд. В результате дохрена даже натуральных пособников немцев и их палачей избежали посадки, т.к. на них не нашлось доказательств. Впрочем, конечно, в исключительных случаях все же случались внесудебные ликвидации, но это уже постигало тех, кто реально в шпионские игры играл. Обыватели под такое попасть не могли