Ранее о попытках эвакуации российских активов из США стало известно в 2014 году. Три года назад в марте Центробанк РФ вывел из американской Федеральной резервной системы (ФРС) около 115 млрд долл. По данным Reuter, «Россия вывела активы из Федерального резервного банка Нью-Йорка в марте 2014 года после введения санкций США в связи с присоединением Крыма к РФ. Отметим, что на конец марта 2014 года эта сумма составляла 23% международных резервов России (493 млрд долларов, в том числе валютные 449 млрд).
Довольно быстро российский ЦБ вернул средства на счета ФРС,. В ФРС тогда сделали вывод, что Россия по-настоящему боится замораживания активов в США. Что характерно, данные по движению российских резервов со счетов ФРС регулярно анализируются представителям Министерства финансов и других ведомств США.
Читайте больше на В случае суперсанкций Россия обрушит доллар
Эксперты-финансисты подсчитали, что по итогам последнего квартала 2016 года внешний долг России составляет 521,6 миллиарда долларов США (это на 77,431 миллиарда долларов меньше, чем в начале 2016 года). Но при этом успокаивают, что даже такая сумма не сможет привести нашу страну к дефолту, хотя некоторые компании рискуют обанкротиться.
Наиболее весомый долг у России перед США и государствами ЕС. Специалисты уточняют, что в этом 2017 году выплаты по внешнему долгу России составят 125,3 миллиарда долларов.
Если вы заняли у банка 100 долларов, то это ваша проблема. Если вы должны банку 100 миллионов долларов, то это проблема банка. Жан Поль Гетти — американский промышленник, один из первых в истории долларовых миллиардеров.
6. На форумах Авиабазы я стараюсь поддерживать дух своеобразного клуба. Наиболее близкий аналог - ФИДОшные эхоконференции. И, традиционно, в таких клубах не принято общение "на Вы". Это подчёркивает дистанционируемость от собеседника, которая чужда духу нашего общения. Как в своё время шутили в ФИДО, "у нас "на Вы" прееходят в тех случаях, когда в реальном общении уже били бы морду".
6.1. Поэтому не стоит очень уж упирать на всякие "Вы мне не тыкайте". Не нравится наш монастырь - можно поискать другой
Отто Вольф фон Амеронген, в 1952—2000 годах председатель Восточного комитета немецкой экономики:
«Американцы испытывали просто панический страх перед перспективой взаимозависимости немцев, их союзников по НАТО, и русских, потенциальных противников. Аргументы были иногда совершенно абсурдными. На полном серьезе утверждалось, например, что в случае военных действий трубопроводы из СССР на Запад могли бы обеспечить снабжение советской армии горючим. Представьте себе: заправлять русские танки прямо из газопроводов!
Аргументы политиков были смесью инстинктивного страха, сознательной враждебности и полного неведения относительно экономического будущего Европы. Профессионалы в Америке оценивали ситуацию иначе. В те годы я был членом правления крупнейшей нефтяной компании Exxon, и мы конечно, обсуждали последствия широкомасштабных закупок советского газа.
Нефтяные короли сказали мне: „Действуй, Отто, не обращай внимания на Вашингтон“. Дескать, у парней в Белом доме свой бизнес, а у нас с тобой — свой. Они, как и мы, были убеждены, что политическая риторика — это чепуха. А газопровод через континент — это, если хотите, инструмент, привязывающий не только нас к советским поставкам, но и, наоборот, ставящий их „кран“ в зависимость от Запада».
С открытыми глазами Siemens заключил договоры, в отношении которых ответственные лица должны были бы знать, что они могут привести эту фирму к конфликту из-за санкционных обязательств. По-видимому, в надежде, что речь идет действительно лишь о «краткосрочных турбулентностях». Однако чем отчетливее становилось то, что наступало и что все предсказывали заранее, тем больше нарастала нервозная обстановка в концерне.
В 2015 году газеты на Украине, в России, а также в Германии подробно описывали схему, как оборудование может попасть в пункты истинного назначения в Севастополе и Симферополе. Стройки там продвигались быстрыми темпами, в то время как на Тамани в южной области России, которая была названа в договоре пунктом назначения, к стройке и не приступали. Также и техническое описание проектов предназначалось для оборудования Siemens. Это должны были признать все, кто не закрывал глаза и не затыкал уши. Однако Siemens упорно повторял, что эти договоры соответствуют экспортным положениям.
Немецкий концерн Siemens подал в Арбитражный суд Москвы иск против российской компании "Технопромэкспорт", дочерней компании "Ростеха", и петербургского совместного предприятия "Сименс технологии газовых турбин" о возврате поставленных в аннексированный Крым турбинных установок.
"Ожидалось, что Siemens хватит влияния замять историю с крымским и турбинами и избежать серьезного давления на концерн. Ведь как минимум часть руководства немецкой компании, прекрасно понимала, для чего Москве нужны эти турбины и куда их установят. Но давление нарастает, и теперь все зависит от договороспособности Siemens. Сегодня есть несколько вариантов развития событий.
К примеру, Россия может официально вернуть турбины и получить за них деньги. Через некоторое время оборудование будет реализовано, к примеру, китайской компании, которая совершенно легально продаст турбины России. При этом турбинам даже необязательно покидать место, где они сейчас находятся. Siemens при этом избегает всех претензий, а Крым получает дополнительные мощности генерации", - отмечает специалист.
Сегодня управляющий директор Восточного комитета германской экономики Михаэль Хармс заявил: если Россия согласится вернуть Siemens поставленные в Крым турбины, проблема будет "легально решена". "Все еще действует предложение выкупить турбины обратно, и я не совсем понимаю, почему российская сторона пока отказалась от такого простого, выгодного всем решения", - объявил он. И добавил: из-за большого общественного резонанса "определенного негативного эффекта избежать не удастся".
"Севастопольская ТЭС должна запускаться в тестовом режиме уже в сентябре, найти другие турбины за отведенные сроки будет очень проблематично. Это наталкивает на мысль, что запрашиваемое оборудование в любом случае Москва возвращать не намерена. С другой стороны, без новых ТЭС, пока проблема турбин решается, полуостров вполне может обойтись.
При этом Хармс признает: "Siemens находится уже 165 лет в России, это ключевой для компании рынок. Мы очень довольны, и российское правительство довольно действиями Siemens… Компания делает фантастический бизнес там, и было бы очень жалко, если бы это помешало ему".
"Есть компромиссный вариант, который устроит всех – РФ и Siemens идут в суды, где Москва убедительно доказывает: оборудование германского концерна прошло настолько глубокую модернизацию, что уже не может считаться продукцией Siemens. В этом случае немецкий концерн официально вне претензий, турбины успешно работают в Крыму, поводов для скандала больше нет.
Пока же Siemens предстоит взвесить риски и понять, где убытки больше – в результате санкционных штрафов и возможных потерь на рынках, или в РФ, где концерн получает фантастические прибыли. Потому что для России поддерживать немецкую экономику – дело хорошее, но только когда это взаимовыгодно. Опустевшую торговую нишу после ухода Siemens могут занять российские компании, которым очень нужен стимул для развития и крупные заказы", - заключает Александр Фролов.