Старый>> Не, не видел. И что там у них?
U235> Другая религия, другие 10 заповедей. Соответственно - несколько иная мораль, порой выходящая за рамки так называемой "общечеловеческой".
Какая другая? В чём? Чем их мораль отличается от "общечеловеческой"?
U235> К примеру у буддистов нет понятия добра и зла, как базовой дихотомии данной свыше и извне, и проистекающей из фундаментального противостояния Бога и сатаны.
А у нас в 10 заповедях есть чтото про эту диохимию и про Сатану? Или ты уже не про 10 заповедей а про чтото другое?
U235> Согласно буддистской религии зло проистекает из неразумных действий людей. Добро и зло не созданы и не определены заранее и спущены с небес. Добро и зло творит сам человек. И только от человека зависит, сколько зла будет в мире.
Опаньки. А разве в христианстве по другому? В христианстве тоже сам человек выбирает кому служить - богу или сатане.
U235> Поэтому одна из фундаментальных заповедей буддизма, кстати напрочь отсутствующая в христианстве - "Не держи зла и не побуждай ко злу".
А разве в христианстве нет такого типа "не делай другому того что ты не хочешь чтобы сделали тебе"?
U235> Даже врага положено убивать с улыбкой и уважением к нему, скорее даже с легким сожалением: "Извини, братан, но дальше или ты или я". Ненавидеть врага неразумно, а соответственно - плохо по буддистской морали.
А разве в христианстве нет такого? Даже типа "Если тебе дали по жопе подставь морду". Пардон, одну и другую щёку.
U235> У буддистов вообще основная дихотомия не добро/зло, а разумно/неразумно. Разумный человек у буддистов по определению поступает правильно и творит добро.
Разве христианство это отрицает?
U235> Можно привести еще несколько любопытных следствий из разного понимания природы зла. Христианин, видя зло, обязан с ним бороться. Мириться со злом - уже как бы грех равнодушия.
Где это в христианстве такое указано?
U235> У буддиста другое понимание. Т.к. зло творят только сами люди, то прежде чем бороться со злом хорошо подумай: а не натворишь ли ты сам зла, и не побудишь ли ко злу других. Если да, то ну его нафиг. Для буддиста смириться с существующим рядом с ним злом может быть вполне осознанной добродетелью.
Это уже более менее существенно. Но насколько я понимаю христианской морали и 10 заповедям это тоже не противоречит. И я честно говоря не знаю о требованиях христианской морали обязательно бороться со злом.
U235> Так же у буддистов нет понятия секса как греха. Соответственно - другая сексуальная мораль, другое отношение к женщине. Секс по буддистским понятиям - это изначально очень даже неплохо. Просто надо избегать совсем уж нехороших излишеств.
Дык и в христианстве секс - не грех. Грех только ипать чужую жену, а так - пожалуйста.
U235> Зато, опять же, есть заповедь "Не превозноси себя, не унижай других".
Гордыня и в христианстве считается грехом.
U235> По буддистским канонам все зло на земле создают сами люди, а кучу всякой хрени они творят именно от обиды или зависти. Так что по буддистким понятиям уравниловка - это хорошо.
По христианским - тоже. Грех зависти. Типа не завидуй, живи в нищете, а там тебе за это воздастся.
U235> Короче - не выделяйся и не высовывайся. Не раздражай окружающих тебя людей.
У христиан это тоже чуть ли не одна из основ.
U235> Ну и отношение к самоубийству: по христианской морали - это однозначный и жуткий грех. По буддистской морали их заповедь "Не убий" не относится к самому себе. Если самоубийство - осознанный и разумный выход из ситуации, то это нормально и допустимо.
Ну вот разве что в этом разница. Хотя насколько я знаю в первоисточниках христианства и 10 заповедях ничего про самоубийство нет, осуждение самоубийства придумано много позже.
Так что получается что мораль по сути та же самая общечеловеческая мораль с незначительными нюансами не влияющими на существо.