Реклама Google — средство выживания форумов :)
Современный миф о революции характеризует ее почти как случайную узурпацию власти некоей полусектантской группировкой. Якобы реформы П.А. Столыпина определенно выводили Россию на новые рубежи и, если бы не грянувшая в 1914 г. война, то страна вышла бы на новые рубежи развития. Но статистический анализ массового протестного движения позволяет говорить об обратном. Революция назревала объективно.
Новый революционный подъем, наступивший с 1910 г., не был выдумкой советской пропаганды. Кривая стачечного движения пошла резко вверх уже за четыре года до начала мировой войны. О том, что это было движение революционного содержания свидетельствует удельный вес стачек, организуемых под политическими лозунгами. В 1912 г. их было 64,1 % от общего числа проведенных стачек. Для сравнения в революцию 1905 г. этот показатель был примерно таким же – 70 %. Всего за три предвоенных года количество стачек, согласно отчетам фабричных инспекторов, возросло почти в 11 раз, а их участников – в 19 раз.
Кризис существовавшей модели государственности был налицо. Революционная перспектива выстраивалась и без войны, которая не создавала, а усугубляла общую кризисную ситуацию.
«борьба крестьян с помещичьим землевладением неизбежно ставила вопрос о жизни или смерти нашей помещичьей монархии.
Первые медиумы сначала объявились в США. Во второй половине XIX века мода на спиритизм распространилась и в Европе. Увлеклись им и жители Российской империи. Первые спиритические сеансы в России были проведены в 1870-х гг. медиумом Юмом.
Среди горячих приверженцев общения с духами оказались и профессора Петербургского университета – химик-органик А.М.Бутлеров (1828–1886), зоолог и писатель Н.П.Вагнер (1829–1907), а также известный тогда писатель и философ А.Н.Аксаков (1832–1903). Они организовали журнал по этой теме, устраивали публичные сеансы. Дошло до того, что российские спириты предложили установить регулярную связь с США с помощью «медиумного телеграфа» – послания должны были передавать духи. Курс спиритизма намеревались ввести и в институтскую программу...
Всеобщее внимание в Санкт-Петербурге в 1874 г. привлекли «опыты» некоего Бредифа. На занавеске, за которой он сидел, во время сеанса в темноте появлялись светящиеся руки его умершей приятельницы. Руки Бредифа связывали – свечение появлялось. Бредифа заставляли держать в руках электроды, подсоединенные к гальванометру, а гальванометр устанавливали на виду у наблюдателей – свечение появлялось. Лишь когда электроды заменили узкими ванночками с электролитом и попросили медиума опустить туда средние пальцы рук (постоянно замыкавшие электрическую цепь), никакой светящейся руки увидеть не удалось. Все это вызвало в научном обществе оживленные споры: является ли Бредиф ловким фокусником или действительно способен сделать нечто необычное.
Именно тогда, 6 мая 1875 г., Д.И.Менделеев на заседании Русского физического общества (РФО) при столичном университете выступил с предложением создать комиссию для изучения «медиумических явлений». Напомню, что общество было образовано в 1872 г. и в 1876 г. слилось с Русским химическим обществом (РХО), образовав Русское физико-химическое общество с двумя отделениями – физическим и химическим.
...
Еще четыре заседания комиссии, в том числе заключительное, девятнадцатое, состоялись с 8 по 21 марта 1876 г., и 13 апреля того же года было объявлено об окончании ее работы. Заключение комиссии, внесенное в протокол заседания Физического общества, гласило: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или бессознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Все протоколы заседаний комиссии были оставлены у Менделеева. Заключение комиссии было обнародовано в газете «Голос».
В апреле 1876 г. Менделеев выступил с двумя публичными лекциями о спиритизме (сбор назначался на пособия нуждающимся литераторам и ученым) и в том же году опубликовал за свой счет книгу «Материалы для суждения о спиритизме». В книге было 20 чертежей и рисунков, а на титульном листе содержалась информация для покупателей: «Сумма, которая может быть выручена от продажи этой книги, назначается на устройство большого аэростата и вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы».
В тексте книги автор проводит некую параллель: «Как ни далеки кажутся два таких предмета, как спиритизм и метеорология, однако между ними существует некоторая связь, правда отдаленная. “Спиритическое учение есть суеверие”, – как заключала Комиссия, рассматривавшая медиумические явления, – а метеорология борется и еще долго будет бороться с суевериями, господствующими по отношению к погоде».
Правда, Бутлерова до конца его дней ни выводы комиссии, ни мнение Менделеева о спиритизме так и не убедили: в 1889 г. Аксаков опубликовал «Сборник статей А.М.Бутлерова о медиумизме».
Пол Грегори. Экономический рост Российской империи. М., Издательство: Российская политическая энциклопедия, 2003. 251 страниц;
Грегори П. Политическая экономия сталинизма / Пер. с англ. И. Кузнецовой, А. Макаревича. М., РОССПЭН, Фонд первого президента России Б.Н. Ельцина, 2008.
В 1887 году министром финансов России стал Иван Алексеевич Вышнеградский. Новое поприще он начал с ревизии платежного баланса России - во второй половине столетия денег из России стало уходить больше, чем в Россию поступало.
Оказалось, что самой крупным каналом потерь были платежи по внешнему долгу - 170 миллионов рублей в год.
А на втором месте оказались средства, вывозимые из России российскими подданными, бывающими в Европе наездами или постоянно там живущими - 60 миллионов в год!
Это оказалось больше, чем Россия тратила валюты на перевооружение армии и флота!
Личные расходы россиян в Париже и Баден-Бадене пришлось ставить в один ряд с платежами по внешнему долгу и с расходами на армию и флот! На парижские фасоны, на театры и гостиницы, на услуги официантов и проституток Россия тратила валюты больше, чем на строительство боевых кораблей, на их ремонт и обслуживание, на заграничные походы, на стрельбы и маневры.
За время существования золотого - конвертируемого - рубля 'лучшие люди' вывезли из страны два с лишним миллиарда этих самых золотых рублей. Много это или мало?
Это без малого столько, сколько вложили в Россию иностранцы. Угледобыча, металлургия, изрядная доля машиностроения - все это построено иностранцами, и все это им принадлежало. Иностранным инвесторам принадлежали в России целые отрасли и целые промышленные регионы - в частности, Донбасс. Виттевская индустриализация почти целиком была сделана на прямых иностранных инвестициях.
А лучшие русские люди пропили, проели, потратили на отели и на бордели почти столько, сколько стоила тогдашняя русская промышленность.
А компенсировалось все это акцизами и прочими платежами, которые высасывались из народа.
Акцизами были обложены практически все промышленные товары повседневного спроса.
Как писал в 1906 году известный тогда профессор-экономист Иван Христофорович Озеров:
'Мы облагали все, что нужно трудящимся: сахар, чай, хлопок, керосин, спички, табак, спирт, пиво, железо и т.д.; но в то же время колоссальные доходы лиц, развившихся в этой атмосфере бесправия, мы оставляли не обложенными: у нас не было подоходного налога ... Не облагаем мы и спекулятивный прирост ценности, а спекуляция у нас шла вовсю.
Состоятельным лицам жилось у нас, как нигде: ничего они не платили, и за деньги можно было все... Народ платил, правительство собирало его деньги и крупную долю их клало в карманы состоятельных лиц, клало под разными формами - в виде казенных заказов, в виде ссуд...
... одни платили, другие получали, одни нищали, другие богатели... Вся наша история есть огромная организация такого обогащения части населения, ее кучки за счет массы..'
Керосин из бакинской нефти мало того, что был подакцизным товаром, он внутри страны стоил в 11 раз дороже, чем для экспорта. И Россия, занимавшая первое место в мире по добыче нефти, сидела при лучине.
Мария Сергеевна Анненкова (6 июня 1837, Новокутово — 13 июля 1924, Генуя) — фрейлина великой княгини Александры Иосифовны, которая увлекалась спиритизмом.
После окончания Патриотического института, весной 1855 года была принята фрейлиной ко двору великой княгини Александры Иосифовны. Во время сеансов спиритизма Анненкова впадала в транс, ей являлась Мария Антуанетта, которая открыла ей, что якобы она на самом деле внучатая племянница Людовика ХVI. Как полагают, эту историю Анненкова сочинила вместе с отцом с целью вытянуть деньги и другие выгоды у императорской семьи.
Фрейлина А. Ф. Тютчева утверждает, что в свои магнетические сеансы Анненкова сумела втянуть и великого князя Константина, а впечатлительная Александра Иосифовна под влиянием шестимесячного злоупотребления магнетизмом чуть было не сошла с ума, и с ней сделался выкидыш.
В 1856 году императрица Мария Александровна отправила Анненкову для поправления здоровья за границу, в сопровождении камер-фрау В. А. Берг. Живя за границей, состояла в переписке с императором и императрицей, в своих письмах грозила и требовала, чтобы её признали принцессой Бурбонской. В Париже своим рассказом очень удивила Наполеона III.
Анненкова убедила в своих притязаниях генуэзского маркиза (позднее герцога) Гаэтано де Феррари (1818—1893) и в 1873 году стала его женой. В 1884 году на неё пало подозрение в попытке шантажировать герцога Лейхтенберского, женатого на её сестре. В целях себя реабилитировать, она в 1885 году, впервые после высылки, приехала в Россию и через Победоносцева пыталась добиться от Александра III признания её невиновной в этом деле. Удовлетворенный её объяснениями, император отказался её принять. Не получив аудиенции, она уехала обратно за границу.