Шлагбаум, таможенный пункт, казарма на взвод пограничной стражи и поселок чуть в стороне, больше напоминающий стоянку бедуинов.
// eadaily.com
На сегодня единственный участок, где ССА «умеренной оппозиции» условно противостоит ИГИЛ остался на юге страны, в пустыне у иорданской и иракской границы. И ключевой пункт здесь — Ат-Танф. Именно этим объясняются уже две попытки — 18 мая и 6 июня — сирийской армии и проправительственных сил занять (стрелка 5) пограничный переход. Оба раза пресеченные авиацией США. Предпринимаются попытки и разрезать территорию «умеренных», замкнув малое кольцо восточнее Дамаска (стрелки 6).
Между тем, от исхода боев за Ат-Танф во многом зависит будущее Сирии.
Либо «вариант А»: остающиеся у ИГИЛ территории освобождает Асад, и тогда 65% территории окажутся в руках сирийского правительства, 25% — за курдами (официально признающими правительство в Дамаске) и только 10% за ССА (Идлиб, Дераа и совсем уж мелкие анклавы, которые к тому времени еще больше раскрошатся.). После чего переговоры, как бы они ни назывались, по сути, будут касаться условий амнистии и реинтеграции оппозиции в политическую жизнь существующего режима.
Либо «вариант Б»: оппозиция при поддержке американо-саудовской коалиции осуществляет свой план: 1) выходит к Евфрату (стрелка 7) и получает территорию, соизмеримую с правительственной (обескровленный Дейр-эз-Зор этому не помеха); 2) соединяется с Рожавой (Сирийским Курдистаном) и, учитывая влияние США на курдов, создает широкую коалицию против Дамаска; 3) возможно, самое важное: в случае будущего де-юре или де-факто раздела страны отрезает Дамаск от шиитского и все больше выходящего из-под контроля Ирака. Можно сказать и иначе: создает коридор «Турция — Иордания».
Де-юре раздел Сирии это то, против чего категорически возражает Россия. Но, скажем прямо, на де-факто раздел она уже согласилась самой договоренностью о создании так называемых «зон безопасности» — признанием границ районов, контролируемых «умеренной оппозицией».
Это означает, что исход битвы за Ат-Танф приобретает исключительное значение. В случае осуществление «варианта А» Россия легко «потянет» дальнейшее участие в разрешении сирийского вопроса. В случае «варианта Б» участие России будет сопряжено с большими политическими, финансовыми и военными рисками.
Подробнее:
Схватка США и России за Ат-Танф: есть ли альтернатива? — Новости политики, Новости России — EADaily