Взрывы на складе боеприпасов в Балаклее продолжаются. При этом украинские власти категорически отрицают возможность целенаправленного сокрытия массовых хищений, возложив ответственность на диверсионную группу ЛДНР.
// eadaily.com
Артсклады Балаклеи заработали сомнительную репутацию одного из самых зловещих военных объектов Украины задолго до войны. На рубеже нулевых-десятых база представляла собой весьма специфическое зрелище. Артсклады были перегружены на 23%, боеприпасы выкладывались на грунт. При этом зачастую речь шла о снарядах, осторожно выражаясь, с избыточным сроком хранения — на 2010-й на складах Балаклеи находились, например, снаряды 1938-го года выпуска, при этом программа утилизации неизменно срывалась. Уже в 2008-м количество боеприпасов, требующих немедленной утилизации, превысило 400 тыс. тонн, при этом суммарно предполагалось обезвредить от 700 до 1,4 млн. тонн.
На фотографиях того периода видны явные недочёты в инженерном оборудовании считавшейся наиболее современной базы. Охрана, по свидетельствам местных жителей, крала всё, что возможно. Так, в 2011-м местный житель погиб, пытаясь распилить снаряд на металлолом. «Утилизация» по-украински зачастую выглядела как продажа цветных металлов, при том, что порох и взрывчатые вещества из-за невысокой стоимости оставались на складах, но уволившийся начальник базы становился руководителем филиала фирмы-утилизатора. При этом база ежегодно горела три года подряд. Естественно, что приоритетной целью утилизации зачастую становились не самые старые, а самые дорогие снаряды.
Нелегальный оружейный экспорт также вполне процветал. В послужном списке украинских оружейных баронов фигурирует контрабанда стратегических крылатых ракет в Китай и Иран, поставки оружия тамильским сепаратистам, нелегальные поставки на внушительную сумму $ 80 млн. в Конго, обвинения в продаже танков талибам. Как рядовой и более обыденный пример, в 2009-м в Бангкоке был задержан украинский самолёт с 32-мя тоннами оружия и боеприпасов, включая ПЗРК.
По состоянию на июнь 2013-го база всё ещё оставалась перегруженной. Сейчас заполненность складов официально ниже паспортной — 138 тыс. тонн при предельно возможных 150-ти. Однако, официальные лица Украины называют и более высокие цифры — до 175 тыс. тонн, а «предложенная» схема диверсии наводит на мысли о том, что выкладка снарядов на грунт остаётся обыденностью. При этом нелегальная торговля оружием — единственная отрасль украинской экономики, испытывающая несомненный прогресс.
Подробнее:
Балаклея: взрывы на складах боеприпасов на Украине выглядят неизбежными — Новости политики, Новости Украины — EADaily