Реклама Google — средство выживания форумов :)
Иерусалим был столицей Еврейского Государства, когда на месте Москвы было еще болото, а предки форумных державников жили на деревьях и жрали траву.
К концу седьмого года делай шемита (прощение). (2) Шемита же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который даст в долг ближнему своему, простил и не взыскивал с ближнего своего и с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа. (3) С чужеземца можешь взыскивать, а с того, что следует тебе от брата твоего, сними руку свою. (4) Но не будет у тебя нищего, ибо благословит тебя Господь на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе в удел, чтобы ты взял ее в наследство, (5) Если слушаться будешь голоса Господа, Бога твоего, стараясь исполнять все заповеди эти, которые я сегодня заповедую тебе, (6) Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы; и будешь ты властвовать над многими народами, над тобою же они властвовать не будут.
Тора Ми-Цион
1 В конце семи лет делай Шмиту. 2 Это слово Шмиты: отпусти всякий кредитор руку свою, которой ссудит ближнего своего – не будет давить на ближнего своего и брата своего, потому что объявлена Шмита для Ашем! 3 На чужого дави, а что будет у тебя с братом твоим – отпусти руку свою. 4 Но ведь не будет у тебя бедного, потому что благословляя благословит тебя Ашем в Стране, которую Ашем, Эло’им твой даёт тебе в надел, наследовать её. 5 Только, если послушая послушаешь голоса Ашем, Эло’им твоего, хранить делать всю мицву эту, которую я приказываю тебе сегодня! 6 Потому что Ашем, Эло’им твой благословил тебя, как говорил тебе, и будешь давать в долг народам многим, а ты не будешь одалживать, и будешь править народами многими, а тобою не будут править.
10. Есть лишь один способ одалживать деньги, когда кредитор получает сумму, большую, нежели та, которую он дал. Это - случай, когда заем пускают в оборот, а должник делится прибылью со своим заимодавцем. Условие, позволяющее так поступать, называется арамейским термином гетер иска ("разрешение на ведение дел"). Однако в оформлении такого займа и исполнении его условий есть множество тонкостей, поэтому тот, кто желает вступить в такие отношения, имеет только одну возможность: обратиться к раввину и составить гетер иска под его руководством.
...Как тогда понимать запрет Торы?
Сразу ответим: в самом факте взимания процентов Тора не усматривает ничего предосудительного. И это очень просто доказать.
Предосудительно грабить и красть. Поэтому еврей не имеет права совершать такого рода проступки. Это касается как его взаимоотношений с евреями, так и — с неевреями.
Однако в отношении к деньгам (и вообще — к имуществу) Тора стремится поднять еврейский народ на другой, более высокий, более строгий и более трудный уровень поведения. Поэтому еврей, дав еврею деньги в долг, должен получать с него ту же сумму — без процентов. В этом заключается его хесед (активное проявление добра, добрый поступок). Более того, еврей не только не может брать с еврея проценты, он не имеет права давать проценты другому еврею.
Но это касается лишь “внутренних” взаимоотношений.
Взимание процентов в принципе — естественная часть финансовых операций. Поэтому еврею разрешено взимать проценты с неевреев, а также выплачивать проценты неевреям.
Процент и коммерческие связи с неевреями
Запрет процентного займа действует лишь в тех случаях, когда обе стороны — евреи. Если кто-либо из них, заимодавец или получатель, не является евреем, процентный заем разрешен.
Причина такого различия состоит в том, что закон о беспроцентном займе основан на взаимном обязательстве давать в долг без процента.
...Устная благодарность
Получателю ссуды запрещено демонстрировать свою признательность даже в устной форме.
Пример
Ему следует воздержаться от того, чтобы первым здороваться при встрече с заимодавцем, — если он так раньше не поступал.
Он не может бесплатно обучать его чему-нибудь.