Реклама Google — средство выживания форумов :)
П103 статьи из советских газет и технических журналов, 4 отчета различных делегаций, 11 отчетов вернувшихся из СССР военнопленных и около 25 фотографий местности. Эти цифры могут быть заниженными, в том смысле, что он, возможно, запрашивал только самые важные сведения, но это показывает, какое огромное количество деталей ему нужно было собрать воедино для достижения цели.
Ему несколько раз улыбнулась удача. Во-первых, в журнале "Электрические станции" № 12 за 1948 год, он нашел краткий отчет трехдневной конференции в Москве, в котором был изложен общий план электрификации Урала.Во-вторых, в 1958 году в СССР вышла книга в честь 40-летия Уральской энегретической системы, "Энергетика Урала за 40 лет", которая содержала много полезной информации, и не в последнюю очередь, заслуживающую доверия схему Уральской энергосистемы в 1945 году:
22 ноября 1955 года была успешно испытана двухступенчатая водородная бомба РДС-37. Реализация этой разработки потребовала новых физических методов измерения быстропротекающих процессов, их моделирования с помощью появившихся ЭВМ, проведения многочисленных исследований.
Эта разработка легла в основу нескольких термоядерных зарядов для боевого оснащения следующих носителей:
- межконтинентальной стратегической ракеты (МБР) Р-7;
- стратегической ракеты среднего радиуса Р-12;
- морской ракеты Р-13;
- тяжелых бомбардировщиков Ту-16, Ил-28;
- межконтинентальной крылатой ракеты «Буран», «Буря».
Заряд РДС-37 был сконструирован как опытный заряд для проверки нового принципа. Основным требованием, которое учитывалось при его конструировании, была высокая надежность.
Имелось ввиду что, испытание заряда РДС-37, сопровождаемое измерением мощности взрыва, времени обжатия термоядерного узла, радиохимическими и другими измерениями, даст возможность проверить правильность расчета всех новых процессов и всей концепции в целом и создать в ближайшем будущем ряд экономичных и мощных водородных бомб различных габаритов.
В это же время НИИ-1011 на базе конструкции РДС-37 также разрабатывал мощные термоядерные заряды. 10 и 16 апреля 1957 года НИИ-1011 провел на Семипалатинском полигоне испытания двух термоядерных зарядов. Испытания 10 апреля 1957 года показали хорошие результаты. Это были испытания зарядов, проводившиеся со специальным снижением энерговыделения в интересах безопасности.
В результате было принято решение:«принять для носителя Р-7 заряд КБ-11, состоящий из термоядерного узла НИИ-1011 и первичного атомного заряда на базе РДС-4; испытание заряда провести на полную мощность взрыва». Заряд для ракеты Р-7 испытывался в корпусе авиабомбы. Ввиду высокой расчетной мощности термоядерного заряда и в соответствии с принятым решением о проведении полномасштабного взрыва, его испытание проводилось на Северном полигоне. Местом испытания было выбрано опытное поле, расположенное в 260 км от основной базы полигона. 6 октября 1957 года бомба была сброшена с самолета ТУ-16. Бомбометание производилось с
высоты 11500 м. Взрыв был произведен на высоте около 2100 м над целью. В момент взрыва образовался ослепительный яркий огненный шар.
[/li]Одним из интересных вопросов является вопрос о том, каким образом возникли идеи об ос-
новных элементах схемы термоядерного узла РДС-37 – первого двухстадийного термоядерного за-
ряда на принципе имплозии. По своему структурному типу этот узел аналогичен гетерогенному
ядру РДС-6с, откорректированному для существенно иных граничных условий, определяющих им-
плозию. Тем не менее, можно отметить, что РДС-6с оставил в «наследство» РДС-37 целый ряд важ-
нейших идей:сферическую конфигурацию термоядерного узла; слоеную структуру горючего из дейтерида лития-6 и урана-238; урановое инициирующее ядро.
«Товарищу Завенягину А. П.
В соответствии с приказом № 120 от 17 февраля 1955 года представляем предложения по испытанию опытного устройства РДС-37. Испытанию должно быть подвергнуто устройство, описание и принцип работы которого изложены в отчете 2/248-ОП. Опытное устройство будет содержать <…> кг U-233 и <…> кг U-235 <…>% в первичном изделии, <…> кг дейтерида лития-шесть и <…> кг U-238 <…> в основном изделии. Ожидаемая мощность опытного взрыва 600-1400 тыс. тонн. Во избежание образования радиоактивного следа взрыв должен быть произведен в воздухе на высоте 1-1,5 км.
Особенность нового заряда состояла в том, что при использовании основных принципов РДС-37 в нем удалось существенно уменьшить габаритные параметры за счет нового смелого решения задачи переноса рентгеновского излучения, определяющего имплозию. Физическая схема заряда ("изделие 49") оказалась исключительно удачной, заряд был передан на вооружение. В конце 1958 года в КБ-11 был успешно испытан новый термоядерный заряд по схеме "изделия 49" для оснащения межконтинентальной стратегической ракеты МБР Р-7А. По сравнению с зарядом, разработанным для оснащения первого варианта этой МБР Р-7, при сохранении энерговыделения были радикально уменьшены массогабаритные параметры. В качестве первичного атомного заряда использовался заряд с газовым Т-D усилением (в иностранной терминологии "бустинг").
[/li]В это же время НИИ-1011 на базе конструкции РДС-37 также разрабатывал мощные термо-
ядерные заряды. 10 и 16 апреля 1957 года НИИ-1011 провел на Семипалатинском полигоне испы-
тания двух термоядерных зарядов. Испытания 10 апреля 1957 года показали хорошие результаты.
Это были испытания зарядов, проводившиеся со специальным снижением энерговыделения в инте-
ресах безопасности.
В результате было принято решение:«принять для носителя Р-7 заряд КБ-11, состоящий из термоядерного узла НИИ-1011 и первичного атомного заряда на базе РДС-4;
испытание заряда провести на полную мощность взрыва».
Испытание изделия РДС-37 с атомным обжатием оправдало все важнейшие научные положения и инженерные расчеты, заложенные в это изделие, в частности:
- Передача энергии от вспомогательного заряда к основному при помощи рентгеновского теплового излучения значительно опережающего по времени движение продуктов взрыва вспомогательного заряда